дизайн интерьера, дизайн квартир и коттеджей

Личный блог АЛЕКСАНДРА ТЕТЕРИНА


  Тел.: (495) 505-20-17 дизайн интерьера, архитектурное проектирование Заказать проект: дизайн квартиры или коттеджа

дизайн интерьера  •  архитектурные проекты  •  авторский надзор  •  контакты  •  цены  


Услуги и цены
 •  дизайн-проект
 •  архитектурный проект
 •  строительство и ремонт
 •  декорирование
 •  авторский надзор
 •  портфолио
 •  деревянные дома
 •  цены
 •  контакты
 •  книги и публикации
 •  иконописная мастерская


Сотрудничество
 •  партнерам


На главную страницу




На строительстве
церкви Воскресения Лазаря

Сентябрь, 2009 г.

Сентябрь, 2015 г.

Сентябрь, 2016 г.

Сентябрь, 2017 г.



Три недели в Муромском монастыре
(записки архитектора)
сентябрь, 2017 г.


2 сентября, пятница

9 сентября, суббота
выезд в монастырь


В пять утра выехал из Москвы по маршруту Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра - Пудож. По дороге (десять километров в сторону от трассы) заехал в Ферапонтов монастырь. Там в соборе Рождества Богородицы находится музей фресок Дионисия (начало 16 века - 1502 год). Собор, построенный в 1490 году, ныне не действует – собор был отобран у православной церкви большевиками и превращен в музей.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Общий вид.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Главный фасад. Главные (большая арка) и повседневные врата (малая арка). Над арками входа - церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. Левее входа за оградой – купол церкви Благовещения (1530 г.).


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Главный вход (слева). Справа от входа (под двухскатной крышей) корпус казенной палаты (1530 г.).


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Главный вход (вид со двора). Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы (в центре). Справа – шатровая церковь преподобного Мартиниана (1640 г.)


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Колокольня.


Фрески в соборе сохранились почти в первозданном виде, без поновлений (без новых росписей поверх старой живописи).



Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Митрополит Петр. Роспись стен Собора Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Святитель Иаков, брат Господень. Роспись стен Собора Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. О тебе радуется… . Роспись Собора Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Иоанн Предтеча - ангел пустыни. Роспись стен Собора Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Четвертый Вселенский Собор. Роспись стен Собора Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Великомученик Дмитрий Солунский. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы. (Северные двери вид изнутри). Над дверью в две строки надпись: «В лето 7010-е [1502] месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть потп[исыватся] сиа церковь а кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8, на Рождество Пресвятыя владычица нашыа Богородица Мариа, при благоверном великом князе Иване Василиевиче всея Руси, и при великом князе Василие Ивановиче всея Руси, и при арх[иепископе Ти]хоне. А писцы Деонисие иконник съ своими чады, о владыко Христе всех царю, избави их Господи мук вечных».


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Святитель Николай Мирликийский Чудотворец. Роспись дьяконника. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Христос Пантократор. Роспись купола. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Христос Пантократор. Роспись купола. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Роспись барабана купола. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Ферапонтов монастырь. Роспись главного входа (западный фасад) Собора Рождества Богородицы Вид с внешней стороны храма (с западной паперти).


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Архангел Михаил. Фрагмент росписи западного фасада. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Архангел Гавриил. Фрагмент росписи западного фасада. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Туристы ходят группками (пять – десять человек), в храме почти не задерживаются. Перед осмотром фресок туристам предлагается просмотреть фильм. Я был один, и, пока осматривал фрески, в храме побывало две или три группы туристов. Смотрительница музея меня тоже спрашивала, не хочу ли я посмотреть фильм? Я сказал, что фильм меня не интересует. Лучше осмотрю фрески. Потом она спросила меня, кто я по профессии? Я сказал, что я архитектор.
- Голос у Вас такой… командирский.
- Командую строителями.
- Ну, Вы их не сильно ругаете? Ругать людей - это не хорошо.
- Ругаю не сильно. Я добрый, но справедливый.


За отдельную плату разрешено фотографировать, но без вспышки и штатива. В храме полумрак, фрески освещаются стоящими на полу обычными строительными лампами. Поэтому для фотографирования с рук света мало, фотографии получаются не достаточно качественные.


Отметил несколько интересных деталей, которые не описываются в туристических путеводителях.


У входа - там где известковая штукатурка стен не покрыта красками и сохраняет свою естественную белизну – слой штукатурки блестит и хорошо отражает свет. То есть, возможно, известковая штукатурка перед росписью хорошо заглаживалась и полировалась до глянцевого блеска, хотя считается, что в 16 веке росписи стен уже повсеместно делались по матовой (шершавой) штукатурке.


В качестве красной краски использовался темно-красный (оксид железа) пигмент – такой, какой у нас закуплен для росписи храма Всех Святых в Муромском монастыре. Ярко алый пигмент (киноварь) в живописи, по-видимому, не использовался.


Поскольку храм именуется собором Рождества Богородицы, в храме много изображений пресвятой Богородицы. Сюжет Благовещение Богородицы повторяется дважды – обе фрески расположены на колоннах слева и справа от алтаря. На одной росписи архангел Гавриил изображен в зеленых одеждах, на другой – в розовых.


На фресках везде подпорчен красочный фон – стерты надписи - имена святых. Видимо, смывали малярной кистью или мокрой тряпкой. Но фигуры, лики и изображения архитектурных построек не тронуты.


В нижней части (от пола до высоты глаз) стены собора не расписаны фигурами святых – почти везде только общий белый (известковый) фон, на котором изображены круглые орнаментальные медальоны с неповторяющимся узором (восмилепестковые и шестилепестковые цветы). Это обычная традиция росписи правосавных храмов, которая объясняется тем, что присутствующие на церковных службах люди обычно прислоняются к стенам и живописные изображения в нижней части стен со временем неизбежно вытираются. Изображения фигур святых потом восстановить трудно (нужен профессиональный живописец), а орнаментальный узор может подновить даже не сведущий в живописи человек.


В стенах храма сделано много небольших ниш. По словам смотрительницы. – ниши были сделаны для хранения книг и головных уборов (ниши хорошо видны на двух следующих фотографиях).



Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Дионисий. Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Кое-где в храме и на паперти (галерея, в которую выходят двери храма и храмовой ризницы) стоят электроприборы (похоже, нагреватели и увлажнители воздуха). В храме в 2004 году устроен теплый пол из электрического кабеля, проложенного под керамической плиткой пола. До установки теплых полов пол в храме был деревянным. В храме и других помещениях установлены датчики температуры и влажности. Хранитель музея имеет возможность задавать температурный режим.



Ферапонтов  монастырь

Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


Ферапонтов  монастырь

Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.


В торговой лавке за оградой храмового комплекса продают сувениры для туристов. Приобрел альбом с фресками – буду изучать.


Примерно через час-полтора я выехал из Ферапонтова монастыря снова на трассу Вологда – Вытегра. Здесь меня настиг сильный дождь. Дворники на лобовом стекле работали на максимальной скорости, но не справлялись с потоком воды. Поверхность асфальта была вся залита водой – как будто едешь по реке, а не по дороге. На дороге идет ремонт - дорога без разметки. Видимость – минимальная. Скорость пришлось снизить до 20 км в час.


Дождь продолжался недолго и скоро кончился.


В Пудож, на подворье Муромского монастыря я приехал в половине шестого (то есть, от Москвы до Пудожа я ехал двенадцать с половиной часов, включая заезд в Ферапонтов монастырь). Успел даже на вечернюю службу.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Пудож (Карелия). Подворье Свято-Успенского Муромского монастыря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Пудож (Карелия). Подворье Свято-Успенского Муромского монастыря. Храм Святого благоверного Князя Александра Невского. Слева от храма – гараж


На подворье меня встретил отец Викторин. Кроме него на подворье еще отец Лазарь (священноинок), инок Иосиф (сейчас он работает трапезником), Роман, Андрей (немец) и Лазарь, который раньше (до Иосифа) был поваром на трапезной.


Еще из трудников – Павел, который пришел на подворье в июне, когда я тут лежал, хворал. Павел - скотник и птичник (на его попечении козы и гуси). Еще по подворью бродит молодая лошадь Ночка. Со времени моего прошлого приезда (в июне) она немного подросла, но не сильно. Бродит в уздечке, щиплет траву на газонах и выпрашивает у всех чего-нибудь вкусненького.



Свято-Успенский Муромский монастырь

Подворье Свято-Успенского Муромского монастыря Ночка - монастырская лошадка.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Подворье Свято-Успенского Муромского монастыря Ночка - монастырская лошадка.


Заселили меня в общую келью на вторую кровать. На первой кровати, слева от входа, спит Роман, на последней, у дальней стены – Андрей. Всего в келье четыре кровати. За дверью у дальней стены – келья о. Иосифа.


Вечерняя служба в субботу - в шесть часов вечера.



10 сентября, воскресенье,
подворье Муромского монастыря


Воскресная служба – в девять утра. Служил о. Лазарь. Народу было довольно много. Я причастился (в субботу на вечерней службе я исповедался, в воскресенье о. Лазарь меня причастил).


Днем приехали двое ребят-молдаван - Олег и Илья. Они работают в монастыре – штукатурят храм Всех Святых и чинят грузовик ГАЗ 66. Их поселили в общую келью, меня переместили в келью о. Викторина.


Игумен монастыря, отец Илья, был в Петрозаводске. В Петрозаводск он увез отца Антония для рукоположения его во священники. Но митрополит Константин заболел, и рукоположение отменили. Отец Илья приехал на подворье только в воскресенье поздно вечером, чтобы успеть к празднику.



11 сентября, понедельник,
подворье Муромского монастыря

В понедельник, 11-го сентября, отмечается день усекновение главы Иоанна Предтечи. Народу также было много – человек двадцать, сидячих мест (лавок для сидения) на всех не хватало.


Монахов на службе мало и меня поставили у чаши со святыми дарами держать плат. который держат перед лицом причащающегося, чтобы не уронить на пол частичку святых даров (чтобы кровь Христа из чаши причащения не капнула на пол).


В этот день предписывается держать строгий пост - трапеза постная.



12 сентября, вторник,
подворье Муромского монастыря


Сегодня храмовый праздник – День памяти святого благоверного князя Александра Невского (в этот день в 1725 году, при императоре Петре I, состоялось перенесения мощей святого в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге).


На праздник пришли все Пудожские священники: отец Александр (Розенфельд) и о. Николай. И в этот праздник в храме Александра Невского служили четыре священника: о. Илья, о. Александр, о. Николай и священноинок Муромского монастыря Лазарь. Все по очереди пели и читали.


На причащении я опять держал плат у чаши (вместе с послушником Романом).


После праздника в помещении воскресной школы (помещение второго этажа, в галерее, соединяющей храм с колокольней) состоялась праздничная трапеза. На праздник собрались священники, монахи, трудники и прихожане храма. К обеду была отварная картошка и вкусные рыбные котлеты (их вчера навертел о. Иосиф). На столе всего понемножку - красная рыбка, селедка (филе кусочками в пласиковых банках), маринованные огурцы, овощной салат, фрукты (сливы и виноград).


Трапезничали и пели песни. Cначала скромно пели женщины, потом разошлись и мужчины. Пели лирическую:


Расцвела под окошком белоснежная вишня,
В небесах в темных тучах показалась луна,
Все ребята по парам уж давно разбрелися,
Только я в этот вечер засиделась одна.

и

Любо, братцы. Любо,Любо, братцы жить!
С нашим атаманом не приходится тужить.


В этот день лодка в монастырь не пошла – решили ехать после праздника.


Вечером – короткая служба (читал Андрей).


13 сентября, среда
выезд в Муромский монастырь


После завтрака мы собрались ехать в монастырь. На причале в Гакугсе стояли две большие монастырские лодки. Надо было отправлять в монастырь два десятка деревянных железнодорожных шпал. Это старые просмоленные шпалы, отслужившие свой срок на железной дороге, их привезли из Петрозаводска и отправляют в монастырь. Шпалы можно использовать на нижние венцы при строительстве деревянных монастырских сооружений.


Шпалы длинные и тяжелые, килограмм по сто каждая. Шпалы перегрузили из автомобиля ГАЗ в автомобиль “Газель” (чтобы ездить на машине ГАЗ нужны права водителя грузового автомобиля, а таких прав ни у кого нет; для автомобиля Газель годятся обычные водительские права категории В).


За руль сел отец Викторин. В кабине – о. Лазарь и послушник Роман. Я расположился в кузове под тентом прямо на шпалах. Кроме шпал в кузове лежат лодочные моторы, канистры с бензином и соляркой, мои мешки, сумки и старая (еще советских времен) стиральная машина. Я удобно устроился на старом автомобильном кресле от автомобиля “Жигули”. При движении в кузов проникают выхлопные газы (старый мотор сильно воняет горелым маслом) – дышать тяжело, дышал через фильтр - натянул на голову свитер.


На выезде из Пудожа свернули на заправку. На заправке о. Лазарь вспомнил, что забыл на подворье свои лекарства. Пришось возвращаться на подворье.


По дороге из Пудожа в Гакугсу мотор несколько раз глох и наша Газель останавливалась. Пару раз мотор удалось завести – ехали дальше – на третий раз мотор заглох окончательно. О. Викторин и о. Лазарь копались в карбюраторе, но безрезультатно. По телефону вызвали на подмогу второй автомобиль Газель (это грузо-пассажирская модификация Газели с коротким кузовом, поэтому шпалы на нем не повезли).


На второй Газели приехал Олег-молдаванин. После недолгого обсуждения (мы застряли примерно на середине пути до Гакугсы) решено было взять груженый автомобиль на буксир и таким образом доставить груз в Гакугсу.


Дотащились на буксире до Гакугсы, там вручную вытолкали автомобиль к причалу и перегрузили шпалы и полезный груз на две монастырские лодки.


На одну лодку установили подвесной мотор – на ней поехал о. Лазарь. На другой лодке (лодка со стационарным двигателем и закрытой кабиной) поехали я и Роман. Мотор на лодке старый, заводится только с впрыскиванием в цилиндры эфирной смеси из аэрозольного баллончика (автомобильный баллончик, предназначенный специально для пуска холодных двигателей). Лодка дымит густым белым дымом - как паровоз. Лодка о. Лазаря идет быстрее, но мы обогнали ее на речке Гакугсе – о. Лазарь забыл закрепить мотор на транце винтами и останавливался по пути в камышах, чтобы завинтить крепежные винты. Потом он обошел нас, но мы почти настигли его на Муромском озере – на озере большая волна, и о. Лазарь на маленькой лодке держал курс поперек волны – т.е. шел более длинным путем. Наша лодка больше, и мы шли, не обращая внимания на волну, по кратчайшему маршруту.


К причалу на речке Муромке мы пришли почти одновременно. Здесь нас ждали на тракторе ребята-молдаване Иван (тракторист) и Олег (спортсмен-штукатур). Мы перегрузили весь скарб в тракторный прицеп и поехали в монастырь.


Пока мы ехали (в кузове тракторного прицепа), Олег рассказал, что по утрам он делает пробежку и зарядку - бегает от усадьбы монастыря к монастырскому причалу в устье реки Муромки (он бывший пограничник, занимался рукопашным боем и теперь поддерживает спортивную форму). Несколько дней назад утром он видел на берегу медведицу с двумя медвежатами и сильно испугался. Это было примерно на полпути между нашим домиком (где мы живем во время строительства церкви) и монастырским причалом (медведи, видимо, ходят на водопой или едят на болоте бруснику и клюкву). Потом ребята рассказывали, что Олег в тот день прибежал в монастырь бледный и испуганный.


У нашего домика мы остановились, сбросили мои сумки, канистры и мешки. Потом я снова забрался на прицеп и вместе с ребятами поехал в монастырь за ключом (ключа от домика ребятам не дали).


Часов в пять я стучался в келью к отцу Лаврентию. О. Лаврентий, видимо, спал, спросонья мне открыл, дал ключ. Спросил, что да как?


К шести я успел на службу. Служба в домовом храме (второй этаж теплого каменного дома, где трапезная и общая келья). На службе (кроме о. Лаврентия) были два Александра, Алексей (трапезник) и Роман.


У входа в дом меня встретил бородатый мужичок невысокого роста, спросил, когда служба? Я сказал, что, как обычно - в шесть часов. Он сказал, что последний раз был здесь лет двадцать назад. Это оказался инок, постриженник Муромского монастыря (был здесь при игумене Афанасии), отец Кесарий. Из монастыря он ушел, бродил по разным монастырям и приходам, от Печенги до теплого юга, теперь, как говорит, пришел умирать в свой родной Муромский монастырь.


После ужина к нему подошел Александр (который высокий) и повел в рохольную, выдавать одежду. Послушанием ему определили работу на огороде, вместе со всеми. Роман сказал, что сейчас все послушники на огороде собирают камни. Камни из ведер высыпают в тракторный ковш, и Роман (он ездит на тракторе) ссыпает их в кучу. Роман пообещал привезти мне на фундамент церкви ковш камней, если они еще будут их собирать.


Картошку еще не копали, грибов не собирали, но, Бог даст, может еще соберут. Настроение у всех невеселое, о. Лаврентий какой-то заспанный, сонный, грустный - почти уныние. Служба примерно до семи часов. После службы – ужин: грибной суп, макароны, салат (огурцы-помидоры), чай.


После ужина я затопил печь, принес ведро воды, замочил в озере топоры, заварил на завтра чайник чаю. Вроде, всё хорошо.


Ближе к ночи над озером начались вспышки молний. Где-то со стороны Петрозаводска идет гроза. Рано стемнело. Ночью, вероятно, будет дождь.



14 сентября, четверг,
первый рабочий день


В шесть утра – служба (полуночница). Сразу после нее – литургия - в честь Новолетия. По старому стилю - Новый год, который до Петра I церковь отмечала 1-го сентября, как постановил еще Римский император Константин Великий.


О. Лаврентий читал проповедь о том, как Иисус Христос проповедовал в синагоге, и прочитал слова пророка Исайи о том, как Христос сказал: ”Я пришел исцелить сокрушенные сердца”. Далее о. Лаврентий объяснил, как следует понимать словосочетание ”сокрушенные сердца”. Сердце состоит из трех частей: ум, чувства и желания. Когда грех разбивает (сокрушает) сердце (как кочерга сокрушает глиняный горшок), все части теряют общую гармонию и начинают противоречить одна другой. Когда, напротив, все части находятся в гармонии, человек чувствует блаженство.


Литургия закончилась в 10 часов. После завтрака, в 10-20 я пришел домой.


Собрал пилы, развел бензин маслом. Отпилил два куска осины – заготовки на 12 лемешин. Три заготовки ушли в брак - делаю самый широкий ряд, осина сухая, за пару месяцев высохла, топор сразу тупится. Маленькая пила по диагонали не пилит – цепь раскаляется и выжигает дерево, как выжигателем. За день сделал всего пять лемешин (хотя хотел сделать десять). При такой производительности труда сделать все ряды будет очень сложно.


Сегодня рабочий день получился укороченный. Завтра решил сходить только на полуночницу. В семь часов утра (в 7-15) завтракают в трапезной ребята-штукатуры, позавтракаю с ними. Трапезник Алексей, сказал, что накормит и меня. Работать начну пораньше.


С обеда пошел дождь. Но я рубил под крышей (в нашей церквушке) рубил заготовки, которые напилил с утра. К вечеру дождь кончился.


Днем Роман с Александром ходили с ведрами в лес за грибами. Проходили мимо моего объекта. За ужином о. Лаврентий сказал, что надо пособирать грибов для засолки.


На завтрак были каша, чай, вафли и халва (видимо, из тех запасов, что я привез). На обед и ужин – молоко, щи, рис (с морковкой), салат-приправа острая морковь с чесноком. Компот, чай, конфеты-подушечки. Вечером на столе была миска сметаны, салат из огурцов и помидоров. Вместо чая (на завтрак, обед и ужин) я пью по чашке молока. На стол подают трехлитровую банку парного молока, а пью только я один.


На вечернюю службу пришел мужик в зеленом свитере, после службы он торговал у Романа лодку (красную надувную с пластиковым килем и транцем для установки мотора). Отец Илья еще на подворье сказал Роману, что если за лодку дадут пятьдесят тысяч - пусть забирают.


После ужина заточил цепь на маленькой пиле – посмотрим, будет она пилить осину или нет.



15 сентября, пятница,
первая рабочая неделя


В шесть утра пошел на службу. С утра идет дождик. После службы уже дождика не было. Иногда светило солнышко, было не очень ветрено. Вечером снова стал накрапывать дождь.


Сегодня отстоял только полуночницу. На утреннюю службу не остался. Завтракал с ребятами-молдаванами. На завтрак - манная каша, халва, чай.


Сегодня сделал примерно 14 лемешин, то есть - сделал вчерашнюю недовыполненную норму и сегодняшнюю. На крыше подпиливал и подрубал каркас луковки – плахи на слоях каркаса усохли и стали немного выпуклыми (не лежат горизонтально, а немного качаются). Пришлось подправить.


Пять лемешин прирубил по месту (нижний край лемеха – меандр – не пилил).


Маленькая пила перестала заводится, работаю большой пилой. Распилил еще два больших чурбака – напилил примерно 12 заготовок. Все, что можно, пилил пилой – так получается быстрее. Лемешины рублю топором, стамеской и хайлом.


После обеда попытался разобрать маленькую пилу, но ни отвинтить карбюратор, ни разобрать корпус (предполагал, что провод от свечи перегнулся, или не контачит выключатель) не удалось – винты имеют шлиц не под отвертку, а в виде внутренней проприетарной звездочки.


Перед обедом на кухне пекли хлеб. Когда мы пришли на обед, на столе у входа в трапезную остывали под полотенцами свежие буханки белого хлеба (буханок двадцать). За ужином ели свежий хлеб.


На обед все очень вкусно. Постный день, но по количеству и вкусноте блюд трапеза превосходит скоромный день. Картошка с грибами (тушеная небольшими кусочками в большой кастрюле), салат (огурцы-помидоры), приправа из морковки и овощей. Пареная репа (кусочками на тарелке). Репа очень вкусная, на вкус - как свежая, но немного помягче (хотя тоже хрустит при укусе, как огурец). Народ репу не ест. Все попробовали, но есть не стали. Репу ел я один. Суп – борщ, чай.


С утра ко мне пришел кот – сын кота–Игемона. Черный, сытый и лоснящийся. Ночевал он на чердаке, потом слез и стал мяукать. Я его пустил в дом. Днем он отсыпался, вечером ушел на охоту (сидит в овраге и ловит мышей).


После вечерней службы темно, погода пасмурная – под ногами ничего не видно, земля сырая. Вечером затопил печь, поточил цепь на большой пиле. Завтра надо пилить большие лемешины. Лемех нужен широкий - лопаты сантиметров по 16. Таких надо еще штук десять завтра напилить. Те лемешины, которые напилил сегодня, узкие – пойдут на третий ряд.


Маленькую пилу точить не стал, поскольку неизвестно, заведется она или нет. Через дня два-три надо подергать, может после отстоя нормально заведется.


Когда работал на объекте приходил мужик с собакой-лайкой, ружьем (вертикальная двустволка 16-го калибра) и патронташем на поясе. Сказал, что живет в первом домике слева (как идти по дороге к Лешему). Побеседовали. Сказал, что он - специалист по железу, если надо починить трактор или ГТС-ку (гусеничный транспортер), о. Илья всегда звонит ему, спрашивает совета. Брат его работает заместителем начальника полиции в Пудоже.


Когда я вырубал лемешину - рубил двумя топорами “по-македонски” (один топор используется в качестве стамески, второй – в качестве молотка) - он сказал, что бить топором по топору нельзя. Я возразил, что, если топоры хорошие, то можно. При ударе по обуху ломаются только импортные топоры Fiskars.


Потом он спросил, что это у меня за узкий топор, я сказал, что это не топор, а боковое хайло (инструмент с дугообразно изогнутым лезвием, для вырубки вогнутых внутренних поверхностей – используется для вырубки животика на лемешинке). Пока мы беседовали, мимо прошли две женщины - собирают грибы.



16 сентября, суббота
первая рабочая неделя


В шесть утра служба. В 7-15 завтрак. На завтрак - яичница, трапезник Алексей спрашивал, сколько яиц мне пожарить? Я попросил два. Он сказал, что ребята молдаване заказывают по три. В итоге Алексей на сковородке к завтраку пожарил 11 яиц, но одно яйцо потом кто-то не доел. Еще на завтрак - молоко, творог со сметаной, чай.


В 8 утра пошел работать. До 9 часов уже напилил штук двенадцать заготовок (две ушли в брак – попадаются сучки) и до обеда сделал 10 широких лопат. Три лемешины успел прирубить на луковку.


На обед – щи, картошка с грибами. Салат. Я вместо картошки ел творог со сметаной и молоком. Народ творог не ест, молоко не пьет.


Сегодня - банный день. После обеда (в час) хотел (по традиции) идти в баню, но время с часу до двух занял о. Кесарий. На обеде его не было – осуществлял помывку. После обеда в два часа в баню идет Алексей. Все остальные (кроме молдаван) помылись, о. Лаврентий в баню не ходит, значит, в три часа можно идти мыться мне. Ребята-молдаване ходят в баню вечером.


В бане холодно, Алексей, который мылся передо мной, говорит, что подбрасывал дров, но печка в бане плохо горит. Я тоже принес и подбросил дров (при входе и при выходе), но в бане, все равно - не вспотеть. Температура как на улице, только нет ветра, и есть горячая вода.


Перед баней и после бани зашел в красный храм (храм Всех Святых) - ребята штукатуры, сказали, что будут после обеда работать - но никого в храме не было. Штукатурные работы продвигаются медленно, поштукатурено только две стены - до верха окон и не везде еще в два слоя. Потом оказалось, что штукатурит один Олег (который спортсмен), и помогает ему Иван (тракторист). Другие двое молдаван занимаются починкой автомобиля ГАЗ-66.



Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Штукатурные работы в храме Всех Святых.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Штукатурные работы в храме Всех Святых.


По стенам в штукатурном слое много дырок – для розеточных коробок и выключателей. Некоторые нужно будет заштукатурить – они попадают на место будущих фресок. Как замазывать, непонятно – коробки в стены не вставлены, из штукатурки торчат оголенные концы проводов. Обычно электрики провод не режут, а выводят в коробку петлю из провода в изоляции, чтобы (если выяснится, что выключатель здесь не нужен) можно было просто заштукатурить дырку, не устанавливая подрозеточную коробку. Но здесь везде торчат неизолированные провода. В зоне клиросов, там, где розетки (и освещение) нужны, наоборот - никаких розеток и выключателей нет. Потом придется что-то придумывать. Электропроводку в храме делал приглашенный электрик. В кирпичных стенах сделаны штробы, и провода в штробах закреплены согнутыми полосками железа. Ребята перед штукатуркой выдирают эти крепления из стены – железо в известь класть нельзя. В слое извести железо ржавеет, и на белой известковой штукатурке появляются ржавые пятна.


После обеда, перед баней, я хотел поточить топоры на точиле в слесарке, но электричества, вырабатываемого ветряком, явно не достаточно. Электромотор (350 ватт) не может раскрутить точильный круг – через несколько секунд отключается. На линии от ветряка вместо положенного инвертора (который опять сломался) стоит бытовой стабилизатор напряжения, который просто отрубает линию при слишком большом или слишком маленьком напряжении. Надо будет для питания точила попросить бензиновый электрогенератор у ребят-штукатуров. Они генератором крутят бетономешалку и качают воду.


Погода сегодня холодная, с утра чуть-чуть моросил дождь. Перед обедом дождь кончился. Ветер. Хотел надеть шкуру (меховую безрукавку), но – холодно. Без воротника продувает шею. Приходится работать в ватнике с поднятым воротником.


В шесть вечера – ужин.


После ужина, пошел с ребятами-молдаванами в храм, консультировал их по вопросам штукатурки стен. Они уже навострились, нашли хороший песок и качество штукатурки приличное. Показал им, где будет иконостас, сказал, что надо скруглить грани на своде потолка. Сказал также, чтобы в первую очередь они штукатурили наос (центральное помещение храма), потом – притвор, и только потом – алтарь. В алтаре потолок надо обивать дранкой, иначе штукатурка отвалится (апсида алтаря сейчас обшита доской). Показал, как сделать полукружия из штукатурки над арками ниш (слева и справа в храме), чтобы потом штукатурка третьего слоя не треснула бы по фресковым росписям.


С 19-45 до 22-45 - вечерняя служба. Когда стояли на службе, налетел шквалистый ветер – на крыше громыхало железо. Пронесся первый шквал, потом второй. Когда выходили со службы, было уже совсем темно, лил дождь. Дороги раскисли. Хорошо, что взял с собой телефон, как фонариком освещал им дорогу. Пришел домой, затопил печь.


На следующей неделе, как объявил на службе о. Лаврентий, две литургии – во вторник и четверг. В четверг – престольный праздник – Рождество Богородицы.


17 сентября, воскресенье
первая рабочая неделя


На службу пошел к половине девятого. Служба началась без четверти девять, в 10-50 - закончилась.


На службе были все – четыре молдаванина, два Александра, Алексей и новоприбывший о. Кесарий. О. Ларентий исповедовал вчера Александра (который высокий) и сегодня его причастил.


На проповеди о. Лаврентий рассказывал, как один законник спросил Иисуса Христа, какова главная заповедь в законе? Иисус Христос сказал – возлюби Господа своего всей душой, всем сердцем, всеми чувствами своими. Возлюби ближнег о своего как себя самого.


Но почему эта заповедь не стоит в самом начале Священного писания, или, вообще, почему бы не свести все Священное писание к этой заповеди?


Оказывается, что возлюбить Бога не так-то просто. Мы, павшие люди и страдаем во грехе. О. Лаврентий привел такой пример. Если машина сбила человека, и он лежит в луже крови, корчась от боли и с переломанными конечностями, то глупо было бы спрашивать у него в этот момент, любит ли он Господа Бога своего? Это просто будет воспринято как насмешка. Сначала надо оказать человеку первую помощь.


Так же и с нами. Мы, погрязли во грехе. И если кто-то пытается, не очистившись от греха, найти в себе какую-то любовь, то он не находит ее. Поскольку любовь – это дар божий, она дается человеку свыше, и человек самостоятельно не может ее сотворить. Те признаки любви, которые человек пытается отыскать в себе, превращаются в пародию на любовь. Человек изображает любовь и тем самым впадает в прелесть.


Что же делать? Надо стараться стяжать любовь, прежде всего, в своих поступках. И жить так, чтобы стяжать любовь. И, как говорил Иоанн Богослов, единственный путь стяжать любовь – это отказаться от любви к миру. Те, кто любит мир, никогда не найдут любовь Господа.


После службы я пошел домой, затопил печь. Ночью было холодно, спал под одеялом в меховой шкуре. Служба закончилась поздно, в одиннадцать вечера растопил печь, топил печь до часу ночи. Но дом не прогрелся – сильный ветер с озера выдувает тепло (потолок не утеплен, просто зашит вагонкой). Утром печка теплая, но в домике прохладно.


Обед в 12-00. На обед суп гороховый, очень вкусный, картошка с грибами (грибы отдельно на сковородке), пареная свекла (кубиками на блюде), чай, конфетки-карамельки, компот. Я ел творог и сметану и пил молоко. Тракторист Иван тоже ел творог и пил молоко. Кроме нас, молоко еще пьет о. Кесарий.


В трапезной, под портретом Патриарха Кирилла, в висит рукописная памятка на трех листах о первой медицинской помощи при укусе гадюки. Как рассказывал трапезник Алексей, в прошлом году на Успение (это главный монастырский праздник, на который собирается много народу) приезжала семейная пара – муж и жена. Мужа укусила толстая серая гадюка, и жена оказывала ему первую помощь (женщина оказалась медицинским работником). В этом году она тоже приезжала на Успение и повесила в трапезной для монахов эту памятку (монахов, правда, гадюки почему-то не кусают).


За обедом читали книгу – о том, как во времена Римской империи, вышел указ всем христианам принять язычество и приносить жертвы языческим богам. И лицедеи тогда считались язычниками. После ужина о. Лаврентия спросили о современных лицедеях - следует ли всех артистов театра и кино считать язычниками? О. Лаврентий сказал, что не знает.


После обеда я хотел зазвать в гости о. Кесария, но он сказал, что ему запрещено покидать территорию монастыря. Я сказал, что территория монастыря – это пять километров на север и пять - на восток. О. Кесарий сказал, что видимо, о. Лаврентий имел в виду только территорию монастырской усадьбы. Мы подошли к о. Лаврентию, и я спросил, можно ли о. Кесарию посетить наш домик? О. Лаврентий спросил, зачем? Я сказал, что о. Кесарий жил тут при Афанасии и может рассказать об истории Муромского монастыря. О. Лаврентий недовольно замялся, что, видимо, следовало понимать как нельзя, и о. Кесарий настаивать не стал.


После четырех часов (в воскресенье работать нельзя, но после четырех часов по монастырскому счету начинается понедельник, чем мы иногда пользуемся) я залез на крышу, промазал антисептиком вчерашнюю протеску на элементах каркаса луковки, чтобы до завтра все впиталось и просохло. Сходил на болото, принес ведро мха-сфагнума (для прокладки элементов луковки).


Потом пришел в гости Олег-штукатур. Пили вчерашний холодный чай с пряниками. Рассказал, что на Украину они ездят на автобусе Санкт-Петербург – Одесса. Поедут домой они строго до 1 октября (иначе на границе визы у них аннулируют). На Украине (ребята живут в молдавских селах под Одессой) уже пора собирать виноград, делать вино. Виноград он собирал еще пионером. Их класс как-то занял первое место по сбору винограда, и их наградили экскурсией в Ленинград. В Ленинграде они ходили в Зоологический музей, смотрели мамонтенка Диму, ездили в Петродворец на фонтаны.


Олег рассказывал также, как с о. Ильей они что-то вместе строили в Ниловой пустыни (это в Тверской губернии на озере Селигер). О. Илья был там уже монахом или послушником.


Обсуждали и технику штукатурных работ. Договорились, что в красном храме они попробуют наносить сразу два слоя штукатурки (то есть, второй слой наносится пока первый еще не высох) – так штукатурный слой получается более прочным.


Сегодня весь день светит солнышко, ветер не сильный. Хорошо бы такая погода была и завтра.



18 сентября, понедельник
вторая рабочая неделя


В 6 утра – служба. В 7-15 – завтрак. Завтрак готовят на газу (газовая плита от большого газового баллона). Алексей говорит, если ждать пока печь прогреется, ничего не успеешь приготовить. На завтрак - манная каша, компот. С утра ко мне опять приходил кот (погреться и отоспаться), спал на верхних нарах у мешка с сухарями. Поскольку поесть нечего (сушки и сухари он не ест), после обеда ушел на улицу. Вечером он сидел у кухни, но после ужина за мной не пошел – видимо, у кухни можно немного подкормиться.


В 8 часов я пошел работать. До обеда закончил один ряд лемеха (это второй снизу ряд на луковке – первый ряд был нами сделан в июне). Меандр на лемехе грубо опиливаю на крыше большой пилой, потом выпиливаю узор ножовкой. Ножовка острая, пилит хорошо. На обед – суп-рассольник (но не очень рассольник, больше напоминает щи), макароны, салат (огурцы-помидоры). На ужин вместо салата просто кусочки (четвертинки) огурцов, нарезанные вдоль.


После обеда еще прирубил 8 штук третьего ряда (из тех заготовок, что были напилены для второго ряда, но оказались узковаты). На третий ряд надо опять пилить лопаты. Напилил еще 11 штук заготовок и полностью сделал из них шесть лемешин. Завтра надо будет сделать пять заготовок. Элементы каркаса луковки проложил мхом (амортизация и антисептик).


Сегодня, часов в пять, пришла лодка, приехали с подворья двое ребят-молдаван, обратно на лодке уехал Алексей (трапезник). На завтра обещают дождь.


Олег (штукатур) сегодня заштукатурил на пробу два слоя сразу (верхний слой штукатурится, пока не просох нижний – оба слоя делаются за один день). Завтра зайду посмотреть, что получилось.


Погода весь день хорошая. На озере штиль. Светило солнышко. Ветра нет, но ветряк медленно крутился – значит, все-таки хорошее место мы для него выбрали.



19 сентября, вторник
вторая рабочая неделя


С утра – большой туман. В 6 утра – служба. Потом о. Лаврентий устроил литургию. Все монахи с 6 утра до 10-30 на службе. Я отстоял полуночницу (с 6 до 6-45) и пошел на завтрак. Мы (я и четверо молдаван) завтракаем в 7-15. Сегодня трапезником поставили о. Кесария (вместо уехавшего на лодке Алексея). С утра он метался по кухне, Роман приходил пару раз со службы ему помогал, показывал, где и что. На завтрак яичница, творог, молоко, чай.


Отец Кесарий рассказывал, что он бродил по разным монастырям, в том числе - был и в Палеостровском монастыре. Недавно он оттуда ушел. Я спросил, кто там сейчас из монахов, он вспомнил только о. Иоанна (игумен Палеостровского монастыря) и о. Михея (благочинный).


Потом я пошел на работу. Практически весь день шел мелкий (а иногда сильный) дождь. Перед обедом и на обеде выглядывало солнышко. Я дорубал и укладывал на место третий ряд лемеха и перед обедом его уложил.


После обеда, когда не было дождя, залез на крышу, сделал разметку меандрового орнамента по всему третьему ряду лемешин. Потом выпилил по разметке штук восемь лемешин, потом еще восемь. Потом пошел сильный дождь. Я слез с крыши и пошел в наш домик на перекур. Сидя в домике, подумал, что если такой дождь будет продолжаться, то у меня смоет всю разметку, и придется размечать все заново. Разметка по дереву делается акварельными карандашами (они пишут по мокрому и по сухому). Поэтому я снова залез на крышу и под дождем допилил оставшиеся шесть лемешин. Разметку на них уже размыло, но не до конца - меандровый край на лемешинах еще читался. Часа в четыре или в пять я завершил третий ряд. Таким образом, за четыре с половиной рабочих дня я сделал два ряда лемеха. Надо ускоряться, иначе не успеть.


Нарубил еще пять лемешин – хотел нарубить шесть, но одна или две ушли в брак (у одной скололся зуб, другая криво раскололась по волокну).


На обед о. Кесарий приготовил гороховый суп. Суп есть можно, но у Алексея суп был вкуснее. В супе плавает что-то скользкое, похожее на сало – видимо, большие куски недоваренного лука. На второе – картошка в мундирах. На огородах копают картошку, крупная сушится и закладывается на хранение на зиму, совсем мелкая (с пятак и меньше) идет на еду. Огурцы на блюдечке, нарезанные вдоль. На третье - компот, молоко, чай.


После обеда я ходил в красный храм, смотреть штукатурку. Вчера Олег сделал сразу два слоя штукатурки. Первый слой делается в пропорции два к одному (две лопаты песку на две лопаты известкового теста), второй слой - один к одному. Сегодня стена уже немного подсохла. Штукатурку сделали на пробу в том месте, которое будет закрыто иконостасом. Слой затирается доской и в таком виде уже почти пригоден для росписи – получается достаточно гладко и хорошо. Но пока штукатурка полностью не высохла, цвет у нее немного сероватый. Белизну стен посмотрим в солнечный день, через неделю или две, после высыхания штукатурки.


Пока Олег с Иваном штукатурят храм, двое других ребят (Олег и Илья) возились с “шишигой” (армейский грузовик ГАЗ-66).


Рядом с машиной (у пилорамы) стоит большой электрогенератор, сегодня он весь день работал - в монастыре заряжали аккумуляторы. Освещение в кельях, трапезной и домовом храме осуществляется светодиодными лампочками от аккумуляторов. Аккумуляторы немного подзаряжаются ветрогенератором, но, при слабом ветре и неисправном инверторе (сейчас инвертор заменен стабилизатором напряжения) ветрогенератор помогает слабо.


Отец Лаврентий больше не читает на службе молитву о том, чтобы Бог послал монастырю новую пилораму. Почему не читает - не знаю.


Генератор работал до вечера, отключили его только после ужина, когда все монахи пошли спать.


К вечеру о. Кесария сняли с трапезной (он целиком отстоял вечернюю службу – обычно трапезник уходит со службы немного пораньше) – трапезником теперь Александр. Другой Александр ему помогает. Отец Кесарий после обеда ходил вместе со всеми на огород. Гулять по другим местам ему по-прежнему нельзя.



20 сентября, среда
вторая рабочая неделя


В 6 утра служба, завтрак (манная каша), в 8-00 на работу. Дождя сегодня не было. В полдень было солнышко.


Примерно в 9-15, после завтрака (монахи и послушники завтракают после утренней службы, примерно в 8-45) ко мне на объект приходил о. Лаврентий. Я как раз пилил заготовки большой пилой.


У о. Лаврентия было два вопроса. Первый – почему я не хожу на утреннюю службу? Я сказал, что по благословению игумена, мы (бригада, работающая на строительстве церкви) ходим только на полуночницу и на вечернюю службу. Остальное время работаем. На утреннюю службу не ходим. О. Лаврентий сказал, что ему об этом ничего не известно, вы - паломники и должны ходить на все службы. Я сказал, что никогда мы паломниками не были, мы – трудники. Он сказал: “Поскольку вам зарплату не платят – значит, вы – паломники”. Я ответил: “Можете считать, что мы просто работаем за харчи. Давайте позвоним о. Илье, он подтвердит, что мы трудники”.


Второй вопрос у о. Лаврентия был о том, что я не должен заходить на кухню (когда хожу на завтрак) и не должен там ни с кем разговаривать. Я сказал, что на кухню не захожу, сижу в трапезной (знаю, что на кухню заходить не положено). Беседы не веду, но на вопросы, если спрашивают, отвечаю.


О Лаврентия, видимо, беспокоит, что мы общаемся по утрам с о. Кесарием.


Я, в свою очередь, поинтересовался у о. Лаврентия, какая будет исповедь в субботу - публичная или не публичная? Исповедь о. Лаврентий проводит после службы, когда в храме тишина, и, если исповедующихся несколько, они хорошо слышат друг-друга, поскольку псалмы при этом никто не читает (слова исповедующихся не заглушаются чтением). О. Лаврентий рассказал мне на это, как в древности публично исповедовались христиане – человек выходил на площадь перед народом, бил себя в грудь и публично каялся в своих грехах.


Сегодня, когда я работал на участке, мимо пару раз проезжал на тракторе о. Роман – тащил волоком за трактором два больших понтона. Из этих понтонов о. Илья хотел сделать большой плот – плавсредство (типа баржи) для перевозки грузов из Гакугсы в монастырь. Но плот получился неудачный – неустойчив на воде и разваливается. Понтоны Роман подтащил к гостевому домику (домик на берегу между нашим домиком и монастырской усадьбой, где никто не живет, поскольку в домике нет еще окон и дверей).



Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Транспортные понтоны у гостевого домика.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Транспортные понтоны у гостевого домика.


После обеда мы с отцом Лаврентием ходили звонить о. Илье (в келье о. Лаврентия есть телефон с антенной, вынесенной на крышу), но о. Лаврентий сказал, что связи нет. Не дозвонились. По дороге я спрашивал его, почему понтоны не оставили на причале у реки Муромки, а притащили к монастырю? О. Лаврентий ответил, что там их украдут.


О Лаврентий живет в домике у озера (который справа, не доходя до бани). Келья, где раньше жил о. Амбросий (первая келья слева от входа). В келье круглая обшитая железом печь-голландка, кровать и два небольших стола (у западного и северного окна). Раньше на двери снаружи висел резной деревянный раскольничий крест “с полотенцами”. Теперь этого креста на двери нет.


Сегодня я опоздал на обед. Долго работал пилой, когда пила заглохла (кончился бензин), я осмотрелся вокруг и заметил, что в монастыре тихо – так бывает, когда все идут на обед. Я пошел в домик смотреть время. Время было уже 12-56, и я побежал на обед.


Сегодня я положил четвертый ряд. Нижний узорчатый край (меандр) на шести лемешинах допиливал вечером, уже после ужина. Опасался, что если ночью пойдет дождь, то к утру смоет разметку. Пришлось полчасика поработать после ужина.


Монахи ходят собирать грибы. На кусте малины у крыльца нашей церквушки я нашел несколько ягодок. Две ягодки были спелыми, а две другие еще даже не созрели. Я всегда вытаптываю крапиву рядом с церковью, но оставляю малиновые кусты – пусть растут. Это был первый урожай.


Сегодня приехал дьякон о. Антоний. Он вернулся из Петрозаводска, куда его отправляли рукополагаться в священники (митрополит Константин заболел и рукоположение отменили). На обеде в трапезной мы с Антонием поздоровались.


На обед - борщ, картофельное пюре и салатик (капуста, огурцы, лук).


В 18-00 - ужин. После ужина, в 19-45 - служба. Завтра праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Служба два часа 45 минут. После службы темно, идти приходится с фонарем - иначе не дойти – дорога изъезжена трактором, непролазная грязь. Ночью, примерно в 23-20, на озере были видны какие-то два огня – видимо, по Онежскому озеру (по направлению от Вытегры к Петрозаводску) ходят корабли.


Пару часов топил печь, спал под одеялом, прикрывшись ватником.



21 сентября, четверг
вторая рабочая неделя


Примерно в шесть пятнадцать проснулся от глухих ударов по земле – думал, что пробежали коровы. Но для коров удары не достаточно тяжелые. Оказалось, это вокруг домик бегал Олег-спортсмен. Рядом с домиком, со стороны озера, он сделал себе турник и по утрам совершает здесь утренние пробежки. У меня в ногах спал кот – кот не проснулся и даже ухом не повел.


Сегодня праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Утренняя служба в девять. Сходил умылся на озере и к половине девятого пошел на службу. Берег озера (там, где раньше был песчаный пляж) весь занесен тиной и буро-коричневым тростником. Слой сантиметров двадцать, ноги проваливаются как в снежный сугроб. Чтобы умыться приходится ходить на мысок (в сторону монастырской усадьбы), там в озеро каменной россыпью уходят несколько больших валунов. С этих камней я обычно набираю воду.


Когда я пришел на службу, Александр (который работает скотником) подметал пол и топил печь. В алтаре о. Антоний читал поминальные записки. Александр сегодня причастился.


На праздник пришли и четверо молдаван, правда ушли со службы, не дождавшись выноса чаши.


На проповеди о. Лаврентий рассказывал о жизни Богородицы, как она с 4-х лет до 15-ти жила при храме, молилась, читала Писание и занималась рукоделием. В начале проповеди о. Лаврентий сказал, что появление Богородицы было предсказано еще в Книге Бытия, а именно в том месте, где Бог говорит Змию (дьяволу, принявшему облик змея): “Ты будешь жалить человека в пяту, а семя человека (плод семени его) будет поражать тебя в голову”. Здесь имелось в виду, что потомок Адама, Иисус Христос нанесет змию смертельный удар.


Потом было еще одно, более понятное пророчество, пророка Исайи (восьмой век до н.э.) о рождестве Богородицы. По словам о. Лаврентия, более ранние пророчества, видимо, были утрачены. В библии перечислена длинная цепочка рождений, от Адама до родителей Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Перечисляемые имена нам мало что говорят, но такое перечисление надо понимать так, что всякий раз Бог выбирал из числа людей ту супружескую пару, которая могла бы передать следующему поколению максимальное число добродетелей.


Служба закончилась примерно в 10-40. После службы, в 12 часов – обед. Щи, гречневая каша, соленые огурцы, рыба (жареные лещи), сыр, молоко, компот, чай, халва. Я молока не пью - в воскресенье хочу причаститься, надо три дня попоститься.


После обеда я догнал о. Лаврентия, сказал, что придумал, как нам утрясти вопрос о том, кто мы - паломники или трудники. Я сказал, что, поскольку, приехал о. Антоний, то он может подтвердить, что мы всегда ходили на полуночницу и не ходили на утреннюю службу. О. Антоний это должен помнить, потому что, если служба была без священника, мы просили его сказать нам, когда заканчивается полуночница, и мы можем уходить. Антоний нам всегда подсказывал, что полуночница закончилась, а теперь начинается утреня.


О. Лаврентий сказал, что спрашивать ничего у Антония не будет и о. Илье звонить не станет. О. Лаврентий дает мне административное разрешение работать в прежнем режиме (с 8 утра), но священническое благословение на это он мне не дает. Мол, если что случится (живот заболит или что-нибудь еще), пеняй на себя. Потом о. Лаврентий, говорил, что у него огромный духовный опыт, и он считает, что эта маленькая церквушка в монастыре никому не нужна - спросите любого - и зачем вы ее строите, непонятно? Я ответил, что о. Илья считает, что церковь нужна, церковь нужно строить, и он нас на это благословил.


Погода холодная. Пасмурно, но, похоже, готовится выглянуть солнышко. Море спокойное, ветра нет.



22 сентября, пятница
вторая рабочая неделя


Обычный рабочий день. Служба, завтрак, в 8-00 работа. Перед завтраком на кухне были Александр, о. Антоний и о. Кесарий. О. Антоний объяснял о. Кесарию, как варить рассыпчатый рис - какой рис, сколько риса, сколько воды. Сказал, что вот этот краснодарский рис не подходит. Потом Антоний сходил в кладовую, принес другую пачку риса (видимо, нормального, длиннозерного – он при варке менее клейкий). В кухне, видимо, еще пекли просфоры или хлеба.


Часов в пять, когда я работал сидя на крыше, по участку прошло на водопой к озеру стадо монастырских коров – пять штук (две коровы и три бычка).


Погода хорошая. В полдень светило солнышко. После обеда минут на десять пошел дождик. Дождь я пересидел на крыше, слезать было лень – после обеда работал без перекуров.


Сегодня на обед опоздали о. Лаврентий и Роман. Трапезу не начинали, ждали. О. Лаврентий с Романом пришли минут через двадцать.


Раньше, при отце Ниле, пять минут обязательно ждали любого опоздавшего, потом разрешалось приступать к трапезе, даже без священника. О. Нил, опаздывая на трапезу, всегда просил прощения у братии за то, что опоздал.


О. Лаврентий приступать к трапезе без него не разрешает. Нужно ждать.


На обеде договорился с ребятами-штукатурами взять у них генератор. Притащим его к столярке, я подключу к генератору электроточило, поточу топоры. На обед – борщ, рис рассыпчатый, салат, компот, чай, вкусное варенье. На ужин салата и компота уже не осталось. На ужин принесли лимон. Раньше, как говорили, лимоны ел о. Роман, теперь лимон съел (очистив от корки и макая в сахарницу с песком) о. Кесарий.


За день сделал (без двух лемешин) пятый ряд. Завтра надо опиливать меандр.


Вечерняя служба, как обычно - в шесть, после службы ужин. После ужина пасмурно, темно, накрапывает дождик.



23 сентября, суббота
вторая рабочая неделя


Укороченный рабочий день. После обеда – баня. В 6 служба, в 7-15 завтрак. На завтраке на столе сыр, яичница, молоко. Я готовлюсь ко причастию, держу пост, мне о. Кесарий выделил ложку каши (овсянка). Попил чай с хлебушком. Варенья нет. Варенье - только в чашке о. Лаврентия.


Долго провозился, заканчивая ряд. Перерубал две лемешины – на одной сломался зуб, вторая оказалась короче, чем надо. Ряд закончил только в 10-30. Общим итогом, со дня прибытия за две недели я сделал полностью четыре ряда.


За день (до обеда) напилил еще полностью все заготовки на следующий ряд и вырубил из них шесть лемешин. Лемешины теперь рублю партиями по шесть штук сразу. Так получается быстрее. Если сразу делать больше, то руки сильно устают от однообразной работы - удары топором становятся неточными, растет процент брака.


Пока работал, в поле все время гудел трактор – копают картошку или собирают камни с полей. За грибами не ходят.


Погода - солнышко, но холодно. Если дует ветерок, надеваю ватник.


На обед – изобилие. Щи (полурассольник), картошка в мундирах, огурцы, салат-приправа, компот, молоко, чай.


После обеда притащил к столярке генератор от красного храма. Олег объяснил, как заводить. Я подключил точило к генератору, наточил четыре топора и хайло. Точило слабое, точит медленно.


Оставил топоры у двери в столярку и потащил генератор обратно к храму (это как раз в сторону бани). В бане в 13-50 заканчивал помывку о. Кесарий. Я - следующий. В бане холодно, печь почти прогорела - о. Кесарий совсем не подбрасывал дров. Я подбросил дров (бросал при входе и при выходе из бани), печь разгорелась, но так быстро помещение бани не прогреть. Вспотеть не получится. Ну, хотя бы помылся горячей водой с мылом. Вышел из бани примерно в 14-20 (в предбаннике стоит будильник). На месте бывшего туалета Иван пытался звонить по мобильному телефону (здесь на берегу иногда бывает связь). Я сказал, что баня свободна и пошел к столярке забирать свои топоры. Потом пошел домой, топлю печь. В доме не сыро, но прохладно. Надо перед службой протопить. Иначе топить печь придется ночью, после службы.


Вечерняя служба после ужина с 20 до 23 часов. Служили о. Лаврентий и дьякон о. Антоний (несколько раз кадил о. Антоний). Из молдаван на службу пришел Олег-штукатур. После службы (после того, как служба закончилась, и все остальные ушли) исповедовались я, Александр и Роман. Исповедь на этот раз не публичная - Александр во время исповеди читал псалтирь.


Ночью на небе звезды. На озере штиль. В доме тепло, надеюсь, переночую. С утра надо будет дочитать молитвы ко святому причастию.



24 сентября, воскресенье
вторая рабочая неделя


Утренняя служба с 9-45 до 11 часов. Причастился. На службе сначала был аншлаг. Потом (не дожидаясь причащения причащающихся) ребята-молдаване поели просфорок, попили запивки и ушли (остался только Олег).


Служили о. Лаврентий и дьяконом о. Антоний. На аналой вынесли икону Лазаря Муромского. Читали молитву Лазарю Муромскому.


На проповеди о. Лаврентий пересказал притчу о талантах, которую читали только что в Евангелии от Матфея. Притчу следует понимать так, что каждому из нас при крещении дается благодать Божия, которую следует приумножить. Благодать обычно дается по принципу “дай плоть - прими благодати”. Для получения благодати нужно усмирять свою плоть. Также благодать дается только за дела, сделанные Христа ради. То есть, если человек делает доброе дело для имени своего (чтобы его поминали где-то или помнили бы о нем), то такое дело не считается сделанным Христа ради. Об этом часто забывают. За каждое доброе дело, сделанное Христа ради, благодать дается не мерою (не в определенном количестве), а столько, сколько человек способен унести.


После службы читали благодарственные молитвы (остались только причастившиеся).


Ветра нет, солнышко, синее небо. С утра на траве у озера я видел первый иней. Надо сказать ребятам-штукатурам, чтобы заткнули продухи в цоколе красного храма.


Обед в 12 часов. Суп фасолевый, рис с морковкой (плов), консервы рыба-тунец в банках (по полбаночки на двоих), салат (капуста с хреном и морковкой), компот, молоко, сыр (сыр получился вкусный, без привкуса творога), чай.


Опять заходил Олег, рассказывал, как народ на Украине косит от армии. Найти человека тяжело – он работает в России, раз в три месяца приезжает на границу, отмечается на таможне и сразу назад в Россию. Сказал, что они будут уезжать, скорее всего, в воскресенье из Пудожа автобусом в Петербург. Из монастыря собираются выезжать на лодке в четверг. Выезжают заранее, поскольку опасаются, что на озере может быть шторм, и они не сумеют выехать.


В 18-00 вечерняя служба, после службы – ужин. Вечером в небе над озером тонкий месяц (новолуние). В 19-10 я был уже дома, топил печку.



25 сентября, понедельник
третья рабочая неделя


С утра пошел на службу. В 7-15 – завтрак (вкусная пшенная каша, чай), в 8-00 - на работу. За день положил шестой ряд лемеха (то есть, с даты приезда сделано пять рядов). Заготовки были все уже напилены, и я закончил ряд как раз к вечеру, больше не успел ничего на завтра напилить.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Строительство деревянной церкви Воскресения Лазаря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Строительство деревянной церкви Воскресения Лазаря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Строительство деревянной церкви Воскресения Лазаря. На луковке храма уложено шесть рядов осинового лемеха.


На обед суп-кулеш (с картошкой), макароны, компот, чай. О. Лаврентий в трапезной ест только суп и пьет чай (второе не ест ни на обед, ни на ужин).


Сегодня после обеда (пообедав чуть раньше) на лодке уехали Роман и Антоний. Антоний поехал учиться в свою Вологодскую семинарию. Монахи сегодня собирали грибы. В монастыре опять весь день работал генератор.


Сегодня тепло, дождя не было, но появился гнус. Я не успел вовремя среагировать и мошки быстро обгрызли мне правое ухо (на левое была надвинута шапка). Пришлось обрызгать шапку, уши и бороду антикомарином из аэрозольного баллончика.


Вечерняя служба была длиннее, чем обычно, часа полтора. Домой после ужина я пришел в 19-45. Топил печь, кипятил чайник (кипячу и завариваю вечером половину маленького чайника – хватает на два дня питья).



26 сентября, вторник
третья рабочая неделя


С утра служба, завтрак (яичница, молоко, сыр, хлеб) и - на работу. С утра на службе появился послушник Сергей (высокий, полноватый). Он приехал на вечерней лодке с подворья. Также вернулся трапезник Алексей. Завтрак на кухне готовит о. Кесарий, а обед и ужин - Алексей.


На обед суп-кулеш, гречневая каша, салат из морковки (морковь, натертая на терке), творог, сыр, чай, молоко. Я на второе ел творог со сметаной, запивал молоком.


Днем народ ходил за грибами, собирали рябину (на варенье). Я сегодня делал предпоследний седьмой ряд (всего нужно сделать восемь рядов), прирубил по месту 14 лемешин (на ряд нужно 22 лемешины) и нарубил оставшиеся.


Погода хорошая, солнышко. Прохладно, хотя ветра нет. Работаю в меховой тужурке – вроде, нормально – иногда потеешь, иногда подмерзаешь.


Завтра праздник, поэтому сегодня ужин в шесть. На ужин Роман принес из кладовки сушеную рыбу (подлещики). Народ распихал рыбу по карманам.


После ужина, в восемь вечера, будет вечерняя служба. После ужина растопил печку, пытаюсь успеть до службы вскипятить чай на завтра (налил полчайника).


Служба длинная, три часа. Праздник Воздвижения креста Господня. На аналой вынесли напрестольный крест.


Домой пришел в 22-56. На улице холодно, но печь топить больше не буду – печь теплая, как-нибудь переночую.




27 сентября, среда
третья рабочая неделя


В 8-40 утренняя служба. Сегодня литургия. Двунадесятый праздник Воздвижения креста Господня.


О. Лаврентий сказал ту же проповедь, что была на этот же праздник год назад - о том, что Иисус Христос, претерпев распятие на кресте, искупил наши грехи, А смысл этого искупления следует понимать следующим образом.


Представьте себе, что раненый человек весь покрыт ожогами, язвами и струпьями. Раны кровоточат и болят. Любое прикосновение (для того, чтобы сменить повязку или наложить мазь) вызывает непереносимую боль.


Так и наши грешные души – полностью покрыты язвами и ранами. Любое прикосновение к грешной душе (для того чтобы вылечить раны) должно вызывать нестерпимую боль. Но, после того, как Христос принял на себя нашу боль, мы, грешники, можем теперь излечить свою душу, не испытывая боли.


На этот раз О. Лаврентий говорил не очень связно, перескакивал с одного на другое. Если бы я не слушал эту проповедь в прошлом году, то не смог бы в этом году понять логику рассказа и полный смысл сказанного.


Обед в 12 часов. За столом в трапезной - 12 человек. 5 человек сидит на нашей стороне стола (Александр, Алексей, я, Олег, Иван), 5 - на противоположной (Роман, о. Кесарий, Олег, Илья и Сергей). Александр читает у окна, и, во главе стола - о. Лаврентий. Трапезником сейчас о. Алексей.


На обед - гороховый суп и тушеная картошка в кастрюле (с морковкой и луком), салат (огурцы-помидоры), чай, компот.


Александр сказал, что в этом году картошки собрали 15 мешков. Сажали, если не ошибаюсь, 34 мешка. Урожай скудный. В прошлом году огородное производство было более эффективным – картошки сажали тридцать мешков и осенью собрали тоже тридцать. Для сравнения, жители Пудожа собирают на своих огородах урожай картофеля в соотношении семь к одному (выкапывают семь мешков на каждый посаженный мешок). Картошку в монастыре сажали прогрессивным методом о. Лаврентия – борозды под посадку копали вручную поперек пропаханных по полю тракторных борозд. Вручную закладывали в каждую ямку навоз и золу. Большое количество навоза оказалось неиспользованным. Перед этим, несколько раз пропахивали поле трактором и в ведра собирали с поля мелкие камни. Аграрный метод о. Лаврентия оказался менее эффективным, чем традиционный способ посадки картофеля, используемый местными жителями.


Капуста - грядки под которую мы с о. Лаврентием копали в лужах, почти в болоте - тоже не уродилась. Говорят, сгнила от сырости. Я говорил тогда отцу Лаврентию, что, перед тем как копать грядки, надо бы сначала прокопать две параллельные канавки для оттока воды, а потом, когда уйдет вода, копать. Но о. Лаврентий тогда сказал, что надо спешить, иначе они не успеют посадить здесь капусту. Грядки мы так и копали в сырой глинистой почве – лопату было не выдернуть из земли – глина чавкает и липнет к лопате. Под лопатой - вода. Словом, капуста тоже не удалась.


Днем приехали на резиновой лодке с мотором два туриста. Причалили на берегу возле большого баркаса. Когда мы трапезничали, они бродили под окнами, около монастырской звонницы. Один из них, с большим фотоаппаратом, фотографировал.


Завтра с утра ребята-молдаване собираются уезжать. Повезет их на лодке Роман.



28 сентября, четверг
третья рабочая неделя


В 6-00 служба. Погода пасмурная, дует ветер, но дождя нет. В 7-15 Завтрак. Творог, сметана, чай, молоко. На работе холодно, работал в ватнике. К вечеру потеплело – ветер стих. Положил седьмой ряд, стал класть восьмой. Прирубил 7 лемешин, но, может, завтра придется перерубать, если верхние концы лемешин не будут состыковываться с крестом. Поэтому завтра решил попробовать начать опускать крест. Крест у нас поставлен с запасом по высоте, чуть выше верхнего края луковки. Когда крест опустится, он должен сверху прижать лемешины.


С утра мимо меня прошел о. Кесарий с ведром – его послали за клюквой.


Он осмотрел церковь снаружи, залез во внутрь. Показал мне два старых фундамента (недалеко от церкви, шагов двадцать в сторону болота). Когда двадцать лет назад о. Кесарий жил в нашем монастыре, здесь как стояли бараки, где они и жили.


Потом о. Кесарий спросил меня, где тут болото. Я ему показал примерное направление, и он ушел. До обеда он насобирал полведра.


Сегодня у меня кончилось масло для заливки в цепь бензопилы. Достал из нашего схрона канистру с маслом (в июне мы с Колей припрятали в лесу от злоумышленников большую канистру масла), отлил литров пять. Большую канистру снова унес в лес и закопал. Бензин для пилы еще есть, должно хватить.


Напилил заготовок. Вырубил из них девять штук лемешин.


О. Кесарий потом приходил ко мне еще раз, сказал, что надумал уезжать из монастыря, поедет куда-то на Волхов, просит взять его с собой. Спросил, когда я уезжаю. Я сказал, что пока не знаю - в лучшем случае поеду в субботу. О. Кесарий сказал, что пойдет к о. Лаврентию сдавать вещи.


В шесть часов вечерняя служба. Ужин. После ужина мне надо кипятить чай. Чай у меня кончился, завтра пить будет нечего. Кот сегодня весь день проспал в доме, вечером просился на улицу, ушел ловить мышей.



29 сентября, пятница
третья рабочая неделя


В 6-00 служба. Я отстоял полуночницу, ушел на завтрак (до 10-30 потом была литургия). В 7 часов Алексей меня покормил – подогрел вчерашний рис и налил чаю из термоса. Молдаване вчера уехали – завтракали мы без них, вдвоем с о. Кесарием.


Сегодня я попытался опустить крест. Но в церкви темно – погода пасмурная, с утра внутри под крышей совсем ничего не видно. С большой пилой не подлезть. Решил продолжить прирубать лемех на луковке. Прирубил 8 ряд. После обеда нарезаз на нем меандры.


Домой решили ехать в воскресенье. Роман сказал, что поедем в воскресенье – после утренней службы сразу пообедаем и поедем.


На обед – борщ, гречневая каша, салат из морковки (мелкотертая морковь), чай. На обед еще был компот, на ужин компота уже не было.


После обеда, когда на улице стало немного посветлее, я занялся опусканием креста. Предварительно взял у Романа налобный фонарик. С такими фонариками монахи лазают в погреб и ходят по улице ночью.


Пилить наверху неудобно – решил сразу опустить крест вниз сантиметров на сорок, потом сделать шип ножовкой и стамеской. Закрепил крест веревкой с двух сторон, низ креста отпилил, а веревка не дала кресту рухнуть вниз. Постепенно ослабляя веревку, аккуратно опустил крест до потолочной балки. Потом стал рубить шип. От пола до верхней балки поставил лестницу (лестница короткая, пришлось снизу подкладывать две толстые плахи, чтобы лестница достала до балки). На вторую сверху ступеньку лестницы положил доску, чтобы удобней стоять (другой край доски лежит на выступающем хвостовике алтарного сруба). Конструкция не очень надежна, но, если осторожно - можно работать. Пропилил и вырубил шип с трех сторон. Потом притащил еще одну лестницу - завтра установлю ее с другой стороны для выпиливания шипа с четвертой стороны.


На вечернюю службу (служба, как обычно, в шесть часов) пришла какая-то паломница в платке, длинной юбке и пятнистом бушлате. Потом оказалось,что в монастырь приехало четыре человека - муж, жена и двое детей. Они приплыли в монастырь на надувном катамаране (два надувных банана, на которых настелен деревянный помост из доски-вагонки).


Паломников накормили и оставили ночевать в гостевом домике на кладбище (у бывшей пасеки). С ними еще маленькая собачка. Собачка домашняя, не знает монастырских традиций - постоянно лает (собаки, живущие в окрестностях монастыря, всегда голодны и приходят тихо, крадучись – иначе никакой добычи не найти – белки и куры от лая сразу разбегаются).


Погода пасмурная, дождя нет, ветер небольшой. К вечеру над морем у горизонта висела тяжелая темно-синяя туча, над ней (один раз за весь день) выглянуло солнышко.


Паломники причалили на берегу прямо у моего домика, бросили мешки под сосной у кострища. Ночью ходили рядом по берегу, светили в окна фонариками.



Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. К нашему домику приехали паломники.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Надувной моторный катамаран, на котором приплыли паломники.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Надувной моторный катамаран, на котором приплыли паломники.


О Кесарий рассказывал, что раньше на том месте, где сейчас лежит баркас, стояла баня, которая потом сгорела. В это время как раз строился гостевой домик, в который мы теперь заселяемся при строительстве церкви. Строил его один черносотенец. Черносотенец дом не достроил и ушел из монастыря. А на месте гостевого домика стали делать новую баню, вместо сгоревшей. Поэтому сруб нашего домика сначала рублен в лапу (несколько нижних венцов), а потом - видимо, для быстроты или от неумения – его достраивали в чашку.



30 сентября, суббота
третья рабочая неделя


В 6-00 служба, в 7-00, затрак, в 8-00 - на работу. Сегодня светит солнышко. Переменно-облачно. Ветер несильный.


В несколько приемов опустил крест. Подпер им сверху лемешины на луковке. Перерубил и заменил под крестом несколько лемешин. После обеда в баню не пошел – заканчивал работу.


На обед - щи, макароны, рис, творог со сметаной, молоко, чай, компот, варенье. Идя с обеда. Зашел в красный храм (храм Всех святых), набрал в полиэтиленовые мешки лопату известки и лопату песка (возьму с собой для экспериментов).


Уже несколько дней по территории монастырской усадьбы бродят коровы. Весь урожай на огородах собран, коров с огородов не гоняют. Коровы копаются в грядках, поедают найденные овощи и ботву.


Паломники, которые вчера приехали, ходили в поле собирать камни. Собирали жена и детишки (когда я сидел на крыше, они приходили ко мне, спрашивали разрешения забрать в нашем домике резиновые сапоги из предбанника). Муж оставался у катамарана, чинил на нем настил. Плывут они из Андомы в Муромское озеро.


Я закончил работу часов в пять. Все сфоткал – с крыши и издалека - с дороги.



Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Строительство деревянной церкви Воскресения Лазаря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Строительство деревянной церкви Воскресения Лазаря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Луковка и крест деревянной церкви Воскресения Лазаря.


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Деревянная церковь Воскресения Лазаря


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Деревянная церковь Воскресения Лазаря. Луковка и крест (вид со строительных лесов)


Свято-Успенский Муромский монастырь

Свято-Успенский Муромский монастырь. Деревянная церковь Воскресения Лазаря. Осиновый лемех луковки


Потом прибрал в домике и на участке. Напилил дров из остатков бревен. Сложил дрова в поленницу в предбаннике. Разобрал и упаковал в сумки пилы, собрал в мешок топоры.


В шесть вечера ужин, в восемь – служба.



1 октября, воскресенье
день отъезда


В 9 утра служба. После службы сразу обедаем – сейчас обедают только отъезжающие (я, Роман и о. Кесарий), остальные обедают в 12-00. Роман уже загрузил в тракторный прицеп запасной лодочный мотор и пустые канистры. Помогать ему не надо, и я иду в наш домик, выношу на улицу сумки, канистры и мешки. Сидя на крыльце вижу, как по дорожке ко мне идет о. Кесарий с рюкзаком за плечами, а за ним уже слышится мотор трактора. Грузим вещи и сами забираемся в прицеп. В Гакугсу идем на большой лодке с кабиной. Через час сорок мы в Гакугсе, где нас уже поджидает о. Викторин. Перегружаем мешки на Газель. Закидываем в лодку из Газели бочки с соляркой, прощаемся с Романом и едем в Пудож, на подворье.


На заднее сиденье мне в машину грузят инвертор от ветряка. Он опять сломался, его отправляют чинить в Петербург.


Примерно в половине третьего выезжаем из Пудожа в сторону Вытегры. В Петербурге будем уже вечером, часов в десять.


2017 г.
Карелия,
Муромский монастырь




Оставить комментарий



Ваше имя:
E-mail:

 
Текст комментария:

 


Тел.: (495) 505-20-17
©   2017    AlexandrTeterin.ru
Архитектурные мастерские