Выставка "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов"
в Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина
(Москва)
В московском музее Изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина открылась выставка выдающегося русского художника Карла Брюллова.
На выставке представлены графические листы и акварели из собраний Петербургского Русского музея, Московского Музея Изобразительных искусств, а также работы из частных коллекций.
Почти все работы относятся ко времени первой поездки художника в Италию. Это - конец 1820-х начало 1830-х годов.
В небольшом выставочном зале - полумрак. Рисунки освещены неярким желтоватым светом, поскольку графика и акварели на старинной бумаге очень боятся дневного света и ультрафиолетового излучения люминесцентных ламп.
Работы небольшие, и не превышают по размеру обычный лист писчей бумаги. Но в технике исполнения работ художник демонстрирует высочайшее мастерство, так восхищавшее современников еще при жизни Брюллова.
Молодой Брюллов предстает перед нами на акварельном автопортрете,
выполненном в период первого пребывания художника в Италии в 1823-ем - 1835-ом году.
Карл Брюллов. "Автопортрет", 1821(?)
Картон, перо, тушь, акварель
по подготовительному наброску графитным карандашом
ГМИИ им. Пушкина
Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году в Петербурге в семье скульптора, резчика
по дереву Павла Ивановича Брылло и Марии Ивановны, урожденной Шрёдер.
После окончания Петербургской Императорской академии художеств
Брюллов был отправлен в Италию на средства Петербургского общества поощрения художников.
Талантливых художников поддерживали такие известные меценаты, как князь Иван
Алексеевич Гагарин, Петр Андреевич Кикин, Александр Иванович Дмитриев-Мамонов.
Итальянский альбом Брюллова открывается серией зарисовок, изображающих католических
монахов-капуцинов.
Карл Брюллов
"Монах"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Монахи иногда серьезны, иногда плутоваты и хитры. Художник немного иронизирует над ними,
схватывая в карандаше мельчайшие оттенки выражения лиц, жесты и позы.
Карл Брюллов
"Коленопреклоненный монах-капуцин"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Молящийся монах.
Однотонная акварель.
Карл Брюллов
"Голова монаха-капуцина"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Голова монаха-капуцина.
Набросок, выполненный графитным карандашом.
Карл Брюллов
"Монахиня-капуцинка в храме". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель, белила
Государственный Русский музей
Монахиня-капуцинка в храме.
Аскетичные одежды монахини контрастирует с вычурным убранством католического храма.
Тонированная белилами акварель на коричневой бумаге.
Карл Брюллов
"Читающий монах"
1828-1829
Из серии"Итальянские натурщики
в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель
Государственный Русский музей
Монах, читающий книгу.
Монах сосредоточен и серьезен, как и огромная книга у него на коленях.
Карл Брюллов
"Коленопреклоненная итальянка в храме"
1828-1829
Из серии"Итальянские натурщики
в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель, белила
Государственный Русский музей
Коленопреклоненная итальянка в храме.
Женщина молится, сжимая в одной руке четки, и прижав к сердцу другую руку.
Карл Брюллов
"На исповеди". 1827-1830
Бумага, акварель, графитный карандаш
Государственный Русский музей
На исповеди.
Акварель, изображающую жанровую сценку из итальянской жизни с участием нескольких персонажей.
Ееще один итальянский типаж в творчестве молодого Брюллова - бедные пилигримы,
странствующие паломники-богомольцы. Их много возле храмов, на дорогах и в городах Италии.
Карл Брюллов
"Пилигрим, опустившийся на колено"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Вот бедный паломник у стены, опустившийся на колено.
Карл Брюллов
"Молящийся пилигрим"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Молящийся паломник-пилигрим в храме с посохом на плече.
Очень интересна представленная на выставке серия работ, объединенных общим названием
"Жанровые сцены". Брюллов называл такие работы "quadri di genere". На рисунках и акварелях
запечтлены уличные и домашние семейные сценки из жизни простых итальянцев.
Карл Брюллов
"Прерванное свидание". 1834
Бумага, акварель, графитный карандаш
Государственный Русский музей
Прерванное свидание.
Цветная акварель.
Карл Брюллов.
"Жанровая сценка с итальянскими типажами". 1830-1832
Бумага, перо коричневым тоном
ГМИИ им. Пушкина
Жанровая сценка с итальянскими типажами.
Бумага и коричневым тоном перо.
Карл Брюллов
"Мальчик с осликом у колодца". 1823-1827
Бумага, акварель, графитный карандаш
ГМИИ им. Пушкина
Мальчик с осликом у колодца.
Акварель не закончена и позволяет проследить маненру и технику создания образа.
Художник быстро схватывает кистью голову ослика и мальчика, забавляющегося со cвоей
тенью на стене, очень похожей на ослиную голову с длинными ушами.
Карл Брюллов
"Первый поцелуй". 1833
Бумага, сепия
Государственный Русский музей
Первый поцелуй.
Молодые влюбленные прощаются вечером на пороге дома невесты,
освещаемые светом ручного фонаря.
Несколько зарисовок из жизни итальянской семьи.
Карл Брюллов. "Итальянская семья"
(В ожидании ребенка), 1831
Картон тонкий, акварель, лак
Государственный Русский музей
Молодая семья в ожидании ребенка.
Цветная, тонко выполненная постановочная акварель.
Примечательно, что при обилии мельчайших деталей композиции, размер листа составляет
всего лишь 18 на 22 сантиметра.
Карл Брюллов
"Мать, просыпающаяся от плача ребенка", 1831
Картон тонкий, сепия, лак
Государственный Русский музей
Мать, просыпающаяся от плача ребенка.
Акварель в технике однотонной сепии.
Карл Брюллов.
"Итальянка с ребенком у окна". 1831
Картон, акварель
по подготовительному наброску
графитным карандашом
ГМИИ им. Пушкина
Мать с ребенком у окна.
Великолепная цветная акварель, поражающая тщательной проработкой деталей.
Карл Брюллов
"Женщина, посылающая поцелуй из окна", 1826
Бумага, сепия, белила
Государственный Русский музей
Женщина, посылающая поцелуй из окна.
Коричневая сепия, подсвеченная белилами.
На основе этого сюжета брюллов имел намерение написать Большую картину,
но его намерению по каким-то причинам не суждено было осуществится.
Карл Брюллов
"Итальянка у колыбели", 1832(?)
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка у колыбели.
Акварельный эскиз из обыденной жизни итальянской семьи.
Отдельная тема итальянского альбома Брюллова - женщины в национальных костюмах.
Несколько натурщиц неоднократно позировали художнику при создании рисунков и акварелей.
Карл Брюллов
"Итальянка в шали". Начало 1830-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка в шали.
Эту натурщицу, в платке на плечах и с узлом волос на затылке, мы увидим еще на
нескольких рисунках художника.
Карл Брюллов
"Сидящая итальянка". Начало 1830-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка в шали, сидящая на стуле.
Рисунок графитным карандашом.
Та же натурщица с той же прической и платком.
Карл Брюллов
"Девушка с тамбурином". Начало 1830-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка с тамбурином.
Однотонная акварель.
Карл Брюллов
"Итальянка в желтой шали". 1832
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка в желтой шали.
Цветная акварель, завершающая серию эскизов с этой натурщицей.
Итальянка в желтой шали.
(Фрагмент)
Карл Брюллов
"Итальянка из Санино". Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка из Санино
в национальном костюме.
Натурщица позирует художнику на четырех рисунках Итальянского альбома.
Карл Брюллов
"Итальянка из Санино". Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка из Санино.
Монохромная акварель.
Карл Брюллов
"Итальянка из Санино перед сундучком"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка из Санино у сундука.
Карл Брюллов
"Итальянка из Санино". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики
в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель, белила
Государственный Русский музей
Итальянка из Санино.
Карл Брюллов
"Итальянка с ношей на голове
(Итальянка из Олевано)"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, итальянский карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Женщина с ношей на голове
(Итальянка из Олевано)
Рисунок карандашом.
Карл Брюллов
"итальянка из Неттуно". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики
в национальных костюмах
Бумага, акварель
Государственный Русский музей
Итальянка из Неттуно.
Монохромный рисунок карандашом и кистью.
Карл Брюллов
"итальянка из Неттуно". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики
в национальных костюмах
Бумага, акварель
Государственный Русский музей
Цветная акварель с той же натурщицей
Итальянка из Неттуно.
(Фрагмент)
Карл Брюллов
"Итальянка, гореющая руки над углями
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка, греющая руки над углями.
Карл Брюллов
"Итальянка из Палестрины". 1829
Из "Итальянского альбома"
Бумага, сепия, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Итальянка из Палестрины.
Еще одна работа из серии натурщицы в национальных костюмах.
Карл Брюллов
"Итальянка из Фраскати". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель, белила
Государственный Русский музей
Итальянка из Фраскатти.
Подсвеченная белилами акварель на коричневой бумаге.
Карл Брюллов
"Итальянка из палестрины". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики
в национальных костюмах
Бумага коричневая, акварель
Государственный Русский музей
Итальянка из Палестрины.
Коричневая бумага. Акварель.
Итальянка из Палестрины.
(Фрагмент)
Карл Брюллов
"Чочара Рикка с корзиной"
1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики
в национальных костюмах"
Бумага желтая, акварель
Государственный Русский музей
Чочара Рикка с корзиной.
Акварель на желтой бумаге.
Чочара Рикка с корзиной.
(Фрагмент)
Серию работ с натурщицами в национальных костюмах завершает великолепная акварель
"Две девочки с совой" (другое название "Охота на птиц с совой").
Карл Брюллов
"Две девочки с совой"
(Охота на птиц с совой)
1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики в национальных костюмах"
Бумага коричневая, акварель
Государственный Русский музей
Две девочки с совой.
Две девочки с совой
(Фрагмент)
Стоит обратить внимание, что лицо девочки, стоящей слева,
очень напоминает иконописные образы Васнецова или Нестерова, работавших на десятилетия
позже Брюллова.
Итальянские разбойники.
Серия работ, где натурщиками выступают итальянские мужчины.
Карл Брюллов
"Разбойник. Набросок мужской фигуры"
Начало 1830-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Разбойник с ружьем.
Набросок мужской фигуры.
Карл Брюллов
"Сидящий разбойник"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Разбойник с пистолетом.
Акварель и графитный карандаш.
Карл Брюллов
"Разбойник на фоне морского пейзажа"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Разбойник на фоне морского пейзажа.
Слева от мужской фигуры в небе среди туч видна полная луна, а справа
угадываются силуэты мачт с наполненными ветром парусами.
Карл Брюллов
"Разбойник, чистящий ружье шомполом"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Разбойник, чистящий ружье шомполом.
Мужчина в высокой итальянской шляпе и с пушкинскими бакенбардами.
Итальянские мужчины-натурщики всегда представлены у Брюллова интересными,
характерными персонажами.
Карл Брюллов
"Молодой итальянец с плащом,
перекинутым через плечо". Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Молодой итальянец с плащом, перекинутом через плечо.
От типичного разбойника его отличает разве что отсутствие ружья или пистолета.
Карл Брюллов.
"Пифферари". 1828-1829
Из серии "Итальянские натурщики в национальных костюмах"
Бумага желтая, акварель
Государственный Русский музей
Пифферари – бедный уличный музыкант.
Акварель на желтой бумаге.
Рядом с отцом – ребенок в такой же, как у отца, шляпе и в таком же плаще.
Карл Брюллов
"Курильщик трубки во фригийском колпаке"
Конец 1820-х
"Из Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Курильщик трубки во фригийском колпаке.
Карл Брюллов
"Отдыхающий пастух"
Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Отдыхающий пастух.
Однотонная акварель.
Карл Брюллов.
"Лаццароне". Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, акварель, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Лаццароне - итальянский нищий-бедняк.
Словно не желая позировать художнику, гордо повернулся к нему спиной.
Карл Брюллов
"Пастух в маструке с посохом на
Рука, держащая посох". Конец 1820-х
Из "Итальянского альбома"
Бумага, графитный карандаш
ЗПИФ художественных ценностей
"Атланта Арт"
Пастух с посохом на плече.
Карандашный набросок
Венчает музейную экспозицию замечательная серия акварелей,
объединяемых общим тематическим названием "Сны".
Карл Брюллов.
"Сон монашенки". 1831
Из серии "Итальянские натурщики в национальных костюмах"
Картон тонкий, акварель, графитный карандаш
Государственный Русский музей
Сон монашенки.
Колокол за окном звонит к богослужению,
а юная девушка спит и видит себя во сне в светском платье на любовном свидании.
Строгая старшая сестра, со светильником в руке,
заглядывает в дверь кельи, чтобы разбудить девушку.
Карл Брюллов
"Сон молодой девушки перед рассветом,
в то время как за окном
пастух трубит в рожок". 1830-1833
Картон, акварель, лак
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Акварель с поэтическим названием
"Сон молодой девушки перед рассветом,
в то время как за окном пастух трубит в рожок".
Над спящей девушкой широко распростерла свое темное покрывало Никта — богиня ночи
в венке из красных маков на голове. Спящая девушка видит себя рядом с будущим мужем,
влиятельным вельможей. Во сне она счастлива в семейной жизни и ждет ребенка.
Карл Брюллов
"Cон бабушки и внучки". 1829
Бумага на картоне, акварель, лак
Государственный Русский музей
Cон бабушки и внучки.
Старушка видит приятный сон времен своей молодости.
Она - на свидании с пылким влюбленным - своим будущим мужем, чей портрет мы видим
на стене над кроватью.
А молодой внучке видятся ночные кошмары.
Всадник-смерть в черном плаще с пылающими глазницами черепа,
несет ее на черном коне по кладбищу с могильными крестами и скелетами.
Карл Павлович Брюллов оставил нам большое творческое наследие.
Множество живописных полотен, портретов и жанровых сцен.
Всемирно известно историческое полотно Брюллова
"Последний день Помпеи" - гордость Русского музея в Санкт-Петербурге.
Но за рамками салонной академической живописи Брюллов известен как искусный график,
рисовальщик и мастер небольших изящных акварелей.
И именно эту грань художественного таланта Брюллова
в высокой степени раскрывает нам его Итальянский альбом.