дизайн интерьера, дизайн квартир и коттеджей

Архитектор АЛЕКСАНДР ТЕТЕРИН


  Тел.: (495) 505-20-17 дизайн интерьера, архитектурное проектирование Заказать проект: дизайн квартиры или коттеджа

дизайн интерьера  •  архитектурные проекты  •  авторский надзор  •  контакты  •  цены  


Услуги и цены
 •  дизайн-проект
 •  архитектурный проект
 •  строительство и ремонт
 •  декорирование
 •  авторский надзор
 •  портфолио
 •  деревянные дома
 •  цены
 •  контакты
 •  книги и публикации
 •  иконописная мастерская


Сотрудничество
 •  партнерам


На главную страницу




Одиннадцать
шедевров Тициана



Выставка "Шедевры тициана из музеев Италии"
в Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина
(Москва)


У главного входа в Московский Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина уже с утра многолюдно. Музей радует посетителей цветущими клумбами алых роз и новыми выставками.

На выставке «Шедевры Тициана из музеев Италии» музей представил одиннадцать картин выдающегося итальянского мастера эпохи Возрождения.

Специально для Пушкинского музея были отобраны картины из музейных коллекций восьми итальянских городов. Некоторые из этих шедевров никогда еще не покидали пределов Италии.



Шедевры тициана из музеев Италии

Вход в музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина



Картины прибыли из Италии, сразу после триумфально прошедшей в Риме выставки Тициана, которая состоялась в Scuderie del Quirinale - самой престижной галерее Рима, расположенной по соседству с президентским дворцом.


Шедевры тициана из музеев Италии

Пресс-конференция выставки
"Шедевры тициана из музеев Италии"

Об этом просвещенной российской публике рассказал посол Италии в России господин Антонио Дзанарди Ланди, представлявший выставку Тициана в Москве.




Шедевры тициана из музеев Италии

Выставку представляет посол Италии в России
господин Антонио Дзанарди Ланди



- Точно также, как это было с выставкой Караваджо, картины которого, после показа в Риме в Scuderie del Quirinale, экспонировались в Пушкинском музее в Москве, сегодня мы представляем в России шедевры Тициана. Я надеюсь, что это станет хорошей традицией,- заметил господин посол.




Шедевры тициана из музеев Италии

Выступает Джованни Вилла,
профессор искусствоведения,
куратор выставки (Италия)



Куратор выставки, профессор искусствоведения господин Джованни Вилла, рассказывая о выставке, привел слова Эжена Делакруа, великого французского художника, который писал: « Все мы плоть и кровь Тициана», имея ввиду все дальнейшее европейское искусство, европейскую живопись. Будь то Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Гойя, Гоген, Сезанн и Мане - все они, так или иначе, развивали открытия Тициана.

Людовико Дольче, в середине 16-го века, писал о Тициане, что он соединил в себе все величие Микеланджело, всю изысканность Рафаэля, и саму суть природы. Тициан – это человек, которому удалось в своих работах показать красоту священного, красоту мирского, красоту природы и красоту портрета, достигнув, таким образом, успеха в самых разных жанрах своей живописи.


Господин Вилла подогрел интерес публики к шедеврам Тициана информацией о стоимости картин на мировых аукционах.

В 1888 году Италия приобретала картины для галерея Боргезе и известные историки искусств определяли цены, по которым покупались картины. За «Любовь небесная, любовь земная» Тициана давали три с половиной миллиона лир, За «Снятие с креста» Рафаэля - миллион лир, За Корреджо - также миллион, а за «Юношу с корзиной фруктов» Караваджо, давали всего-навсего сто лир.

В наши дни недавно ушла с молотка картина Тициана за 374 миллиона фунтов стерлингов, в то время как один из последних шедевров Караваджо из частной коллекции оценивается в районе миллиона евро.


*    *    *    *


Вечеллио Тициан - великий итальянский живописец, работавший в Риме, Венеции и Германии в середине XVI века.

Тициан родился в Кадоре — маленьком местечке в провинции Беллуно, в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию. Он работал в мастерской Себастьяно Дзуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини.

Сохранились фрагменты первых фресок Тициана, выполненные под руководством Джорджоне, у которого художник учился, перенимая стиль и художественные приемы.

Когда Джорджоне расписывал главный фасад немецкого подворья в Венеции, он предоставил Тициану фасад над лавками, выходящий на другую сторону.

По записям современника Тициана Джорджо Вазари - известного итальянского историка искусства - Тициан в этой работе превзошел Джорджоне. Очевидцы при встрече с Джорджоне часто отмечали, что фасад над лавками художнику удался горазда лучше, чем главный. При этом они не знали, что фрески этого фасада были выполнены Тицианом. После этого случая Джорджоне прервал отношения и дружбу с Тицианом.


Во время работы над большой картиной "Богоматерь на пути в Египет" Тициан уже сам нанимал в помощники нескольких немецких художников, специализирующихся на росписях фона и пейзажей.


После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики.


В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии.



С самого начала своей карьеры Тициан проявил себя талантливым портретистом. Ему делали заказы влиятельные герцоги и князья.

Портрет Томмазо Мости. Предположительно 1520 год. Из собрания галереи Палатина, Палаццо Питти, Флоренция


Шедевры тициана из музеев Италии

Портрет Томмазо Мости
1520(?)
Флоренция
Палаццо Питти
Галерея Палатина



В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого.

Портрет графа Антонио ди Порчиа 1535 год, Милан, Пинакотека Брерра.


Шедевры тициана из музеев Италии

Портрет графа Антонио ди Порчиа
1535
Милан
Пинакотека Брерра



Портрет Джулио Романо, итальянского художника и архитектора, одного из значимых учеников Рафаэля. Джулио Романо представлен на портрете в образе архитектора, а не живописца, поскольку архитектура в то время считалась более респектабельным занятием, нежели ремесло художника. Архитектор держит в руках развернутый план палатинской капеллы в Мантуйе.

Картина из Городского музея Палаццо Те в Мантуйе.



Шедевры тициана из музеев Италии

Портрет Джулио Романо
около 1536
Городской музей
Палаццо Те
Мантуя



Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи, благодаря протекции которого, Тициан встретился с Карлом V, императором Священной Римской империи из династии Габсбургов. Тициан написал несколько портретов императора. А в 1533 году Карл V пожаловал Тициана графским титулом и титулом рыцаря Золотой шпоры.

Сестра герцога, Элеонора Гонзага, послужила прототипом нескольких картин Тициана.

La Bella (красавица) - один из подлинных шедевров портретного искусства Тициана, великолепный эталон женской красоты эпохи возрождения.

Работа Тициана из Галереи Палатина ( дворец Палаццо Питти, Флоренция) датируется 1536 годом.


Шедевры тициана из музеев Италии

Красавица
1536
Флоренция
Палаццо Питти
Галерея Палатина



Венера, завязывающая глаза Амуру - один из шедевров Тициана, созданный около 1560 года, вероятно, как подарок к свадьбе .

Три девушки на картине предстают в виде Граций. Венера олицетворяет красоту, Диана с луком олицетворяет Целомудрие, девушка с обнаженной грудью – Сладострастие.

За спиной Венеры, узнаваемый по черным крыльям, Антэрос – бог отрицания любви. Он нашептывает что-то Венере, собирающейся завязать повязку на глазах Амура - его младшего брата.

Картина из собрания Галереи Боргезе в Риме.


Шедевры тициана из музеев Италии

Венера, завязывающая глаза Амуру
около 1559-1561
Рим
Галерея Боргезе



Даная с золотым дождем, 1544-1545, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте.

В древнегреческой мифологии Даная - дочь Аргосского царя Акрисия. Когда Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, царь заключил Данаю в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

На картине Тициана из грозового, с золотым отливом, облака падают вниз золотые монеты.

Тициан написал четыре, а то и больше картин с Данаей - сюжет пользовался большим спросом и очень нравился заказчикам. Развращенные богатством аристократы видели в картине символическое подтвеждение своего порочного жизненного принципа - если у тебя есть золото, ты сможешь пробраться куда угодно и заполучить любую красавицу.

Об этой картине кардинал Делла Каза писал своему племяннику, кардиналу Алессандро Фарнезе, заказчику картины: “Эта обнаженная подошлет дьявола хоть к самому кардиналу Сан Сильвестро “. Здесь речь идет о Томмазо Бадиане, строгом цензоре римской курии – главного административного органа Ватикана.

В том же письме Делла Каза писал, что, по сравнению с "Данаей", "Венера Урбинская" - предыдущий шедевр Тициана - имеет вид целомудренной девственницы.


Шедевры тициана из музеев Италии

Даная с золотым дождем
1544-1545
Неаполь
Национальная галерея Каподимонте



В этот период Тициан часто пишет для своих богатых заказчиков картины с изображением женских фигур, содержащих тонкие аллюзии на земную любовь.

Такова «Флора» из галереи Уффици во Флоренции – нимфа весны и плодородия. Она держит в руке букет весенних цветов – шиповника, фиалки и жасмина. Это не портрет, а аллегория, связанная с персонажем классического мифа о Флоре - богине природы, растений и плодов, покровительнице цветов и весны.

Флора была Возлюбленной Зефира - в греческой мифологии бога западного ветра.

В портрете органично сочетаются стыдливость и соблазн. Белая сорочка, сползающая с плеча, этот непременный атрибут одежды того времени, является отголоском античных одеяний.


Шедевры тициана из музеев Италии

Флора
около 1517
Флоренция
Галерея Уффици



Помимо светской живописи, основное место в творчестве Тициана занимала живопись на религиозные темы.

Благовещение.

Выдающееся по своим размерам полотно, более четырех метров в высоту. Картина написана как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви сан-Сальвадор в Венеции.

Архангел Гавриил явился деве Марии, чтобы сообщить ей благую весть о предстоящем ей непорочном зачатии и рождении сына, которого надлежит назвать Иисус.

В сиянии ослепительного света, в окружении ангелов, к Марии снисходит Святой дух, изображаемый на картине в виде голубя, летящего с высоты.

Архангел Гавриил только что спустился с небес, едва коснувшись ногами земли. Одно крыло его еще поднято кверху в изящном взмахе. Ладони сложены на груди, в знак покорного исполнения божьей воли.

Мария, готовая к предстоящему сошествию святого духа, откинула покрывало с головы в традиционном жесте "conception per aurum" . В средневековом искусстве Католической церкви так представлялась сила божественного непорочного зачатия, изображаемого в виде голубя и лучей света, касающихся главы или уха Марии.


Шедевры тициана из музеев Италии

Благовещенье
1453-1565
Церковь Сан-Сальвадор
Венеция



Мадонна с младенцем. Небольшая картина из Пинакотеки Академии Каррары - галереи и академии искусств города Бергамо.

Одна из ранних работ Тициана, в которой еще заметно влияние его блистательных учителей: Джорджоне и братьев Беллини. Но самобытная пластика фигур передана у Тициана с особенным колористическим звучанием.

В эту эпоху, под влиянием немецких мастеров Тициан уделял особенное внимание пейзажу, стараясь писать более чувственно и экспрессивно. Каждая линия, каждый мазок становился прозрачным, угасающим, как будто растворившимся в воздухе.


Шедевры тициана из музеев Италии

Мадонна с младенцем
1509-1510
Бергамо
Пинакотека Академии Каррары



Полотно на традиционную евангельскую тему - Иисус Христос принимает святое крещение от Иоанна Крестителя в водах реки Иордан.

В правом нижнем углу изображен пожилой мужчина, готовый подать плащ Христу. По мнению исследователей - это заказчик картины и ее будущий владелец, испанский купец, увековечивший память о себе таким непомерным тщеславием.

Согласно православной иконографии, на этом месте надлежит изображать ангелов, благоговейно взирающих на Христа.

Стоя по правую руку Христа, Иоанн Креститель на картине Тициана, из чаши поливает голову Спасителя водой Иордана.

В Католической церкви обряд таинства Крещения - это не обязательное для православных троекратное погружение крещаемого в воду - здесь достаточно обливания водой или только омовения головы. С небес, в виде луча света, сходит на Христа Святой Дух.


Шедевры тициана из музеев Италии

Крещение Христа
1512
Рим
пинакотека Капитолина



Грандиозных размеров полотно «Распятие Христа» из церкви города Анконы завершает музейную экспозицию Тициана.

Слева в нижней части картины, скорбящая Мария, мать Христа, склонив голову заламывает пред собою пальцы рук.

Иоанн Евангелист, с вытянутой правой рукой, жестом отчаяния словно пытается охватить безбрежную необъятность постигшего людей горя.

В центре между ними - Святой Доминик, в белой тунике доминиканского монаха и черном плаще, павший на колени и безутешно обхвативший руками крест.

Картина написана в 1558 году для церкви Святого Доминика, основателя католического ордена доминиканцев, отсюда такая вольность в трактовке евангельского сюжета.

У подножия креста - лежащая на земле голова Адама. В нижней части креста, у самой земли, черными буквами мрачно выведен кистью автограф Тициана.


Шедевры тициана из музеев Италии

Распятие Христа,
Мадонна,
святые Иоанн Евангелист и Доминик
1558
Анкона
Церковь Сан Доменико



Умер Тициан в возрасте ста трех лет, в конце августа 1576 года.

В разгар чумы, божьей карой обрушившийся на Венецию, художника нашли в своей мастерской, лежащим на полу мертвым, с кистью в руке.

Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Собор Успения Девы Марии).


Александр Тетерин
2013.06.27




Оставить комментарий



Ваше имя:
E-mail:

 
Текст комментария:

 


Тел.: (495) 505-20-17
©   2017    AlexandrTeterin.ru
Архитектурные мастерские