дизайн интерьера, дизайн квартир и коттеджей

Архитектор АЛЕКСАНДР ТЕТЕРИН


  Тел.: (495) 505-20-17 дизайн интерьера, архитектурное проектирование Заказать проект: дизайн квартиры или коттеджа

дизайн интерьера  •  архитектурные проекты  •  авторский надзор  •  контакты  •  цены  


Услуги и цены
 •  дизайн-проект
 •  архитектурный проект
 •  строительство и ремонт
 •  декорирование
 •  авторский надзор
 •  портфолио
 •  деревянные дома
 •  цены
 •  контакты
 •  книги и публикации
 •  иконописная мастерская


Сотрудничество
 •  партнерам


На главную страницу




Старообрядческая
икона



Выставка старообрядческой иконы
в государственной Третьяковской галерее
(Москва)


Страница 1


В рамках проекта "Золотая карта России" государственная Третьяковская галерея представила вниманию московской публики и гостей столицы великолепную выставку старообрядческих икон «Православные древности Серпуховского края».



Государственная Третьяковская галерея




Основу выставочной коллекции составляют иконы из собрания Серпуховского историко-художественного музея, из старообрядческих церквей и монастырей города Серпухова и иконы из собрания Анны Васильевны Мараевой, серпуховской купчихи первой гильдии, фабрикантши и владелицы ткацких мануфактур. Ее собрание старообрядческих икон было одним из известнейших собраний Московской губернии.



Анна Васильевна Мараева




В свое время, более трех веков назад, Большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев проклятию и анафеме, не без влияния греческих патриархов, расценивших старые русские церковные обряды как еретические.

В годы раскола и на протяжении трех веков русской истории староверы оставались истинными хранителями традиций русской и византийской иконописи.

В раскольничьих монастырях и скитах хранилось огромное количество старопечатных книг и рукописей. Старообрядцы собирали, хранили и почитали «дораскольные» иконы, ревностно выступая против живописных нововведений, навеянных католическим влиянием западного европейского искусства.

Известно также, что в раскольничьих скитах, бывало, учились иконному письму и православные иконописцы.

В конце 18-начале 19 века, когда в России вновь проявился возросший интерес к русской иконе, староверы оказались практически единственными экспертами в иконописном искусстве.





Самая древняя из представленных на выставке икон относится ко второй половине XV столетия. Это икона «Николай Чудотворец с житием». Икона Новгородского письма из Покровской старообрядческой церкви города Серпухова.



«Николай Чудотворец с житием»
Икона Новгородского письма из Покровской старообрядческой церкви города Серпухова.




Вокруг средника иконы расположены 11 клейм, изображающих дошедшие до нас события жития святого.

В левом верхнем углу Рождество святого и Крещение

Младенец Николай отказывается от грудного молока в постные дни по средАм и пятницам.

В правом верхнем углу иконы по вернему полю эпизод Приведение отрока во учение.

По правому полю ниже - Поставление во архиепископы. Священникам города Миры собравшимся в храме для выбора архиепископа, было видение, предвещавшее выбрать того, кто первым поутру войдет в храм, и имя его будет Николай.

По правому полю в середине – Николай Чудотворец изгоняет беса из кладезя и Чудо о спасении корабельщиков. Во время шторма Святой Николай, находясь на корабле, молитвой успокоил бурю, и корабль благополучно пришел в порт.

На Руси Николай Чудотворец всегда считался покровителем мореходов. Ему молились о спасении терпящие бедствие моряки.

По левому полю: Исцеление бесноватого и Избавление от казни трех жителей города Миры, неправедно осужденных на казнь. Святитель Николай выхватил у палача меч, занесенный над жертвами и никто не посмел ему противится.

По левому полю снизу – Николай Чудотворец является трем воеводам в темнице и Спасение утопающего Димитрия

Второе слева клеймо нижнего поля - Чудо о ковре. Бедный старик решил продать последний ковер, поскольку совсем не имел денег, чтобы отметить день памяти своего любимого Святителя Николая. Николай Чудотворец купил этот ковер и вернул его жене, пока старик еще не успел вернуться домой.

В правом нижнем углу иконы - эпизоды Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бари и Погребение Николы.



Богоматерь Владимирская, икона, датируемая 1514 годом.

Средник иконы врезан в новую доску, при старообрядческой реставрации, сделанной в 19 веке. При поновлении иконы полностью записан светло-зеленый фон, нанесена позолота нимбов, частично прописаны лики. При этом полностью сохранены общая композиция и рисунок иконы.



«Богоматерь Владимирская»




Это один из лучших списков образа первой трети 12 века.



«Воскресение Христово. Сошествие во ад»




Другая икона из Покровской церкви - "Воскресение Христово. Сошествие во ад" Начало XVII века. Поволжье.

Кроме Воскресения Христа из мертвых и сошествия Его во ад на иконе отображены некоторые сцены Страстного цикла: Распятие, Надгробный плач, и явление ангела женам мироносицам с вестью о воскресении Христа.

В нижней части иконы сошедший во ад Христос, стоя на поверженных вратах ада, держит правою рукою Адама. К его ногам припадает ветхозаветная Ева. Архангел Гавриил топором поражает князя тьмы Веельзевула и бесов его.



Деисус «Предста Царица»




Деисус (Предста Царица) с изображением Христа, Богоматери и библейского царя Давида в царских венцах.

Икона иллюстрирует 44 псалом Псалтири: "Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена".

Икона из Покровской церкви г. Серпухова Середины XVII века. Северная иконописная школа. Фон и одежды на иконе были поновлены в XIX веке.



«Пророк Илия, в пустыне, с житием»




Ветхозаветный Пророк Илья, в пустыне, с житием. Вторая половина XVI века.

Из старообрядческой Покровской церкви г. Серпухова

В центре иконы образ аскЕта пустынника сидящего в пещере со странническим посохом в руке. В верху слева изображен ворон, приносящий Илие хлеб. В народных преданиях Илья пророк ведает небесными водами. Ему всегда следует молится о ниспослании дождя.

Вокруг средника иконы двенадцать клейм с сюжетами жития Илии.

В левом верхнем углу изображено Рождение Илии; и эпизод, повествующий о том, как Отец Илии - Савах приносит мудрецу рукописание о чудесном видении ангелов, питающих Илию огнем; Правее на верхнем поле иконы - Пророк Илья обличает царя Ахава в идолопоклонстве; и Пророк Илья молится о дожде; По пророчеству Илии в Израиле 3 года не было дождей. Дождь пошел только после молитвы Илии. На левом поле иконы в середине - пророк Илья обличает язычников и Пророк Илья разговаривает с царем Ахавом.

На нижнем поле слева - Пророк Илья умножает муку и масло в доме бедной вдовы и Пророк Илья и Елиссей переходят реку Иордан;

На нижнем поле справа - избрание Пророком Илией Елисея в ученики; и Ангел, пробуждающий пророка Илию.

Справа Пророк Илия молитвою низводит с небес огонь на жертвенного тельца. Множество жрецов Ваала приникли челом к земле.

Ниже изображено Огненное восхождение пророка Илии;

Илия в пылающем облаке уносится в небо на огненной колеснице , запряженной четверкой красных коней.

Рядом стоит Елиссей, принимая с плеча Илии его милоть (плащ из овчинных шкур).



«Успение Пресвятыя владычицы нашея Богородицы»




Успение Пресвятыя владычицы нашея Богородицы Старообрядческая реставрация XIX века

На оборотной стороне иконы наклейка с обозначением собрания Мараевой.

В центре иконы – Богородица на смертном одрЕ. Христос держит на руках святую душу Ее, облаченную в белые одежды.

В изголовье одрА апостол Петр с кадильницей, в ногах – апостол Павел.

На переднем плане изображен еврей Авфоний, пытавшийся во время погребального шествия опрокинуть одр с телом Богородицы. Ангел невидимым мечом отсекает кисти рук Авфония. Отсеченные руки повисли на одрЕ. После того, как Авфоний уверовал во Христа и громко воскликнул "Верую...", руки его срослись.



«Апокалипсис Иоанна Богослова»




Палехская икона начала XIX века из старообрядческой Покровской церкви г. Серпухова, изображающая Апокалипсис Иоанна Богослова.


В русском искусстве с конца XV века появляются иконы и рукописи, иллюстрирующие эту книгу. Среди старообцев, особенно среди беспоповцев. были весьма распространены эсхатологические настроения - иконописные сюжеты, относящиеся к теме "последних дней и конца света".

Икона иллюстрирует видение Иоанна Богослова, бывшее ему на острове Патмос.

В верхней части иконы в центре - Бог-отец Саваоф с книгой. Затворенной семью печатями. По обе стороны престола – двадцать четыре старца в белых одеждах.

Чуть ниже и левее - Бог-отец на престоле, у ног его расстилается стеклянное море. Рядом стоят семь светильников. Ангелы с распростертыми крыльями принимают молитвы от святых отцов.


При отворении трех печатей показались всадники на конях. Первым едет Всадник с луком на белом коне, пускающий стрелы в людей, следом появляется всадник с мечом на вороном коне, третьим на иконе изображен всадник с весами - на красном коне.

При отворении четвертой печати выезжает всадник-смерть на бледном коне с косою в руках.


Упавшая с неба звезда отворила кладезь бездны. И вышел дым из кладезя. Как из большой печи. И помрачились от дыма солнце и воздух.

И из дыма вышла на землю саранча. И дано ей было пять месяцев мучить людей, которые не имеют печати Божьей на челах своих.

На головах у ней венцы, похожие на золотые, лица же ее - как человеческие; Волосы женские, а зубы у ней - как у львов, хвосты - как у скорпионов, и в хвостах ее жала. На ней брони железные. И шум от крыльев ее, как от колесниц, едущих на войну.


Всесвятая Богородица в пурпурной одежде. Иллюстрация к 12-ой главе Откровения. Богородица с ног до головы окружена солнечными лучами.

Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, стал перед нею, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною.


Иллюстрация к семнадцатой главе. Жена вавилонская, облаченная в порфиру с тройной короной на голове, восседающая на красном звере с семью главами и о десяти рогах. Блудница в расшитой золотом одежде держит в руке златую чашу, наполненную мерзостями и сквернами прелюбодейства.

Эту чашу она подносит десяти царям и вельможам Вавилонским.


И один сильный Ангел взял камень, и поверг его в море, говоря: с таким стремлением повержен будет великий город Вавилон, и уже не будет его.


И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный.

Христос, восседает на белом коне в багряном одеянии. За ним на белых конях следует воинство его.

В левом нижнем углу иконы – город Иерусалим. Ангел измеряет святой град золотой тростью. Над городом – Христос на престоле в сцене страшного суда. Рядом Богоматерь и Иоанн Предтеча, умоляют Его. Вокруг Христа все лики ангелов и святых и двадцать четыре старца.



«Рождество Христово»




Рождество господа нашего Иисуса Христа

Конец XVIII - Начало XIX века.

Ярославль.



«Суббота Всех святых»




Суббота Всех святых
Первая половина XIX века

Предположительно икона мастерской Василия Ивановича Хохлова, Палех.

Сюжет иллюстрирует эпизод из Откровения Иоанна Богослова - Предстояние всех святых перед Христом во время Его второго пришествия.

Сам Иоанн Богослов с учеником Прохором изображен в левом верхнем углу иконы в момент услышанного им божественного откровения. Ученик Прохор записывает слова Иоанна.

В трех других углах иконы – остальные евангелисты: Марк (в левом нижнем углу), Матфей (вверху справа) и Лука (внизу справа) .

В центре иконы –Христос восседающий на престоле.

Рядом богородица и Иоанн Предтеча. Вокруг них все лики святых: от лика апостолов до лика мучениц и преподобных жен.



«Богоматерь Беседная»




Богоматерь Беседная
Начало XVIII века.


На иконе изображено явление, бывшее в Тихвине пономарю Георгию, с которым вели беседу Богородица и Николай Чудотворец.

Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.

Богородица велела пономарю сказать всем, чтобы над строящимся тихвинским Успенским храмом поставили деревянный крест, а не железный, поскольку Христос был распят на деревянном кресте.

Строители церкви сначала не поверили пономарю. Но после того, как человек, устанавливающий железный крест, был сброшен с крыши храма внезапным порывом ветра и опустился на землю невредимым, на храме установили деревянный крест.


Страница 1


Страница 1  
Страница 2  
Страница 3  
Страница 4  
Страница 5  


Александр Тетерин
2013.08.24






Тел.: (495) 505-20-17
©   2017    AlexandrTeterin.ru
Архитектурные мастерские