дизайн интерьера, дизайн квартир и коттеджей

Архитектор АЛЕКСАНДР ТЕТЕРИН


  Тел.: (495) 505-20-17 дизайн интерьера, архитектурное проектирование Заказать проект: дизайн квартиры или коттеджа

дизайн интерьера  •  архитектурные проекты  •  авторский надзор  •  контакты  •  цены  


Услуги и цены
 •  дизайн-проект
 •  архитектурный проект
 •  строительство и ремонт
 •  декорирование
 •  авторский надзор
 •  портфолио
 •  деревянные дома
 •  цены
 •  контакты
 •  книги и публикации
 •  иконописная мастерская


Сотрудничество
 •  партнерам


На главную страницу




Уроки иконописания
 
Список иконы "Архангел Михаил"
(иконостас церкви Воскресения Лазаря)



Школа иконописи
Александра Тетерина

Создание иконы "Архангел Михаил"


Атрибуция иконы


В рамках проекта исторической реконструкции церкви Воскресения Лазаря Свято-Успенского Муромского монастыря в иконописной мастерской Алекандра Тетерина создавались иконы для иконостаса церкви.


Церковь Воскресения Лазаря была построена в 1354-1358 году преподобным Лазарем Муромским - первым игуменом Муромского монастыря, основавшему обитель в мае 1353 года.

В 1959 году церковь была вывезена из разоренного большевиками Муромского монастыря в музей-заповедник на острове Кижи.


Икона Архангел Михаил принадлежит деисусному чину иконостаса, который (помимо икон Христа-Пантократора с предстоящими Пресвятой Богородицей и Св. Иоанном Предтечей) включал в себя шесть вертикальных однофигурных икон: Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Св. Апостола Петра, Св. Апостола Павла, Св. Мученика Лавра и Св. Мученика Флора.

Шесть последних, упомянутых выше, икон и царские врата церкви - на основании анализа стилевых живописных приемов - обычно датируются исследователями XV или XVI веком. Однако, некоторые индивидуальные особенности иконостаса позволяют усомниться в правильности подобных датировок.

Так, в частности, на иконах Флора и Лавра святые изображены с довольно окладистыми бородами. Хотя в иконописных традициях XV-XVI вевов святые (в силу своего молодого возраста) изображались без бороды, либо (как вариант) с бородой изображался один из братьев.

Кроме того, с XV-XVI веков на иконах флора и Лавра практически всегда изображаются фигуры лошадей ( Флор и Лавр считались покровителями лошадей и домашнего скота).

Уже с века на Руси согласно иконописным подлинникам (каноническим образцам для написания икон) для изображения святых Флора и Лавра существовала отдельный тип иконы: "Чудо о Флоре и Лавре", на которой следовало изображать Архангела Михаила, простирающего крылья над головами стоящих слева и справа от Архангела Святых Флора и Лавра. К тому же на данной иконе, в нижней части, обязательно писали лошадей.


Но нам неизвестны деисусные ряды иконостасов с иконами, которые изображали бы Флора и Лавра на отдельных иконах деисусного чина. Однако, если предположить, что иконы Флора и Лавра писал Лазарь Муромский, то становится понятно, что в данном случае святые были помещены в иконостас как покровители строительства (а не домашнего скота). Согласно житию, Фрол и Лавр были искусными строителями, которые во II веке были мученически замучаны правителем (брошены в колодец и засыпаны землею) за то, что во время строительства языческого храма обратили в христианскую веру всех рабочих-строителей.

Здесь прослеживается явная аллюзия на обстоятельства жизни Лазаря Муромского, который во время создания первых построек Муромской обители был неоднократно избиваем и гоним за это местыми племенами лопарей-людоедов. Лопари (жители нынешней Лапландии, кочевавшие в XIV веке в окрестностях Онежского озера) грозились убить и съесть Лазаря, если он не покинет Муромский остров.


Можно предположить, что иконы писались ранее установившихся в XV-XVI веках традиций иконописания и без сопоставления сюжета с каноническими документами, описывающими жития святых (можно даже сказать - вопреки каноническим сюжетам). Следовательно, не лишено основания и предположение о том, что иконописец не имел под руками письменных справочных материалов, обычно имеющихся в любой монастырской библиотеке.


Кроме того, все шесть икон не имеют наклеенной на иконную доску тканевой паволоки под левкасом, что также говорит в пользу версии о скудности средств иконописца. Левкас (грунт) без паволоки менее долговечен, и не может противостоять растрескиванию иконной доски. Без весомых причин иконописец никогда не станет писать икону на таком слабом грунте.


Написанное на левой (северной) двери царских врат иконостаса церкви Воскресения Лазаря изображение Василия Великого (икона также выполнена без паволоки под левкасом) имеет надпись "Василий Кесарийский", вместо наиболее употребительной и традиционной в иконописи надписи "Василий Великий".

Как известно из Жития Лазаря Муромского, именно Василий, архиепископ Кесарийский - соименник Святого Василия Великого (Кесарийского) - отправил монаха-иконописца Лазаря из Константинополя в Новгород. Именно он был у Лазаря личным духовным наставником.

Поэтому текст надписи на иконе также трудно считать просто случайным совпадением или легкой вольностью иконописца.


Все вышеупомянутые доводы позволяют предположить с существенной долей вероятности, что шесть икон деисусного чина (а также царские врата) были написаны рукой самого Лазаря Муромского в первые (тяжелые и скудные) годы становления Муромской обители (вторая половина XIV века).



Архангел Михаил

Архангел Михаил
Икона деисусного чина
иконостаса церкви Воскресения Лазаря.
Из фондов Государственного
музея-заповедника "Кижи".



Концепция воспроизведения подлинника


За долгую историю своего существования икона, видимо неоднократно, поновлялась - не всегда умелыми живописцами - о чем свидетельствуют утолщенные, непостоянной ширины линии фигурных контуров иконы, складок одежд и движков (ярких светлых бликов). После каждого поновления тонкие контурные линии на иконах обычно заметно утолщаются.


От действий не очень умелых живописцев обычно портятся кисти (пальцы) рук, и искажаются выражения лиц на иконах. Кроме того, может быть утрачена (без возможности последующего восстановления) первоначальная естественная натуральность складок одежд и фактура тканей.



Архангел Михаил

Архангел Михаил
Фрагмент иконы деисусного чина
иконостаса церкви Воскресения Лазаря


Иконы сохранились достаточно хорошо, поскольку, находясь в верхнем ряду иконостаса (иконы свободно стояли на деревянной полке, расположенной выше царских врат), не подвергались частым лобзаниям монахов и паломников монастыря. Иконы также были избавлены от разрушающего воздействия зимних температур, поскольку иконы, не закрепленные в иконостасе, монахи Муромского монастыря традиционно переносят на зиму из неотапливаемых церквей в теплые, отапливаемые храмы.


В 1972-1976 годах иконы прошли процедуру художественной реставрации. Не имея фотографии иконы, сделанной до начала реставрации, мы не можем судить о качестве выполненной работы, но должны быть признательны реставраторам (Гурвич И., Попова Г.) за бережное отношение к шедевру и незыблемое соблюдение основного принципа реставрации, согласно которому реставратор не может позволить себе дописать (домыслить, дофантазировать и написать на иконе) полностью утраченный фрагмент изображения.


Напротив, иконописец, выполняющий список (новую копию) иконы может в своем творчестве пойти дальше реставратора и восполнить утраченные фрагменты изображения.

К таким фрагментам на нашей иконе относится, к примеру, утраченный носок кожаной обуви Архангела Михаила. В отличие от реставратора мы вполне можем срисовать часть ботинка с ноги персонажа другой иконы, поскольку все фигуры на шести деисусных иконах обуты в одинаковую обувь.

К другим подобным деталям (которые можно заимствовать от соседних икон данного деисусного ряда) относятся фрагменты фона, буквенных надписей, складки одежд, а также прически, локоны волос, ленты в волосах архангелов и посохи с фигурными навершиями у них в руках.


С другой стороны, поскольку создаваемая копия иконы должна иметь определенную историческую достоверность (для размещения в иконостасе церкви), мы не можем позволить себе значительные отступления от иконописной композиции подлинника. Поэтому на списке иконы нельзя изменять позу, фигуру, складки одежд исходного персонажа. Мерой точности повторения оригинала можно считать ширину линии контура. В нашем случае - это величина, не превышающая 1-2 мм. Именно в этих пределах мы можем отклоняться в ту или другую сторону от исходного контура изображения.


При создании исторически достоверного списка иконы, необходимо учитывать старение некоторых цветов (химическое окисление состава красочных пигментов) на иконе. На старинных иконах всегда чернеют от времени белые и синие краски. Краски сжигаются (обугливаются) кислотой, образующейся от соединения частичек воды и серы, которые всегда присутствуют в составе красок и масел, покрывающих икону, а также под действием присутствующих в темперной эмульсии и олифе слабых органических кислот. Очень сильно чернеют свинцовые белила и синие краски - голубец, лазурит, ультрамарин.

В нашем случае зачернен (утратил свою первоначальную чистоту) синий цвет одежд и выбеленный круг нимба за головой архангела. Когда-то светлый нимб на иконе выглядит теперь темнее фона, написанного светлой охрой.

Учитывая вышесказанное, мы внесем в цветовое решение списка необходимые корректировки, как более соответствующие первоначальному замыслу автора.



Материалы и краски


Икона Архангела Михаила имеет размер 57,8 x 24,4 см и выполнена из цельной липовой доски с ковчегом.

Характерной особенностью иконы является сглаженная лузга (бортики-края углубления в доске иконы) без явно выраженных граней по всему периметру ковчега (углубления) иконы.

икона не имеет врезных шпонок с обратной стороны доски (поперечные шпонки из твердого дерева препятствуют изгибу древесины иконы), что повышает требования к степени высушенности древесины. Излишняя влага древесины обязательно приведет к последующему короблению иконы и растрескиванию красочного слоя.

Поскольку в отличие от Лазаря Муромского, писавшего икону в глухом карельском лесу, мы имеем под руками все необходимые материалы, то - обязательно! - наносим левкас (клеевой грунт под краcочный слой) на наклеенную на доску тканевую паволоку. Даже если доска треснет (в том случае, если трещина не широкая), паволока предохранит от растрескивания левкас и вышележащий красочный слой.


При наличии такой возможности, лучше всего заказать иконную доску у профессионального мастера в столярной мастерской. Обычно там, где изготавливают иконные доски есть и мастера, специализирующиеся на нанесении левкаса. Профессиональные мастера выполнят подготовку доски быстро и качественно.


После того, как доска готова, и прогрунтована, приступаем к нанесению красочного слоя.

По белому левкасу наносим общий фон иконы. Ковчег (центральное углубление под основное изображение иконы) ровно и равномерно окрашиваем самой светлой охрой - тонким прозрачным слоем. Периметр поля иконы (рамку вокруг ковчега) окрашиваем светлой охрой более густо и интенсивно, с большим количеством слоев. В результате получаем на иконе светлую (бледную) середину и более цветную (более темную, насыщенную цветом) рамку изображения.


При написании иконы мы будем использовать вместо свинцовых белил белила титановые (диоксид титана TiO2) - очень химически стойкий краситель. Благодаря химической инертности, пигмент не ядовит и известен в пищевой промышленности как пищевой краситель E171).

Вместо голубых и синих пигментов, применяемых в иконописи XIV века, мы используем более химически стойкий современный синтетический пигмент кобальт синий.


Некоторые иконописцы, считают недопустимым использование современных (синтетических) пигментов в иконописи. Однако следует заметить, что иконописец всегда должен проявлять заботу о будущей сохранности иконы на протяжении лет и даже столетий, используя всегда только самые лучшие доступные ему материалы. С данным утверждением обычно соглашаются многие иконописцы.



Прорись изображения


После того, как выполнена фоновая окраска доски, и краска хорошо просушена, на доску наносится контурный рисунок будущего изображения - прорись.

Прорись выполняется следующим образом. Рисунок будущей иконы, нарисованный (напечатанный) на бумажном листе, натирается с обратной (белой) стороны листа цветным пигментом (красочным прошком). В качестве такого пигмента обычно выбирается пигмент, близкий по цвету к преобладающему тону будущего изображения. Так, если святой изображен в красном одеянии - используется порошок гематита или сиена жженая. Если одежды синие - используется синий пигмент (кобальт синий). ОБщее правило такое - составшиеся на иконе следы красочного пигмента не должны мешать (загрязнять) цвет будущего изображения. В то же время, пигмент не сдолжен быть слишком светлым и сливаться с охрой фона - пигмент должен давать на фоне иконы хорошо видимый рисунок общих контуров изображения.

Для различных частей иконы можно применять различные цвета пигментов

Пигмент втирается подушечками пальцев в белую поверхность бумажного листа, лишние остатки порошка удаляются. Образуется своеобразная "копирка" - копировальная бумага.

Там, где изображение на листе отсутствует, порошок не втирается (бумага остается белой), чтобы не пачкать чистый и ровный фон иконы.

Приготовленная таким образом копирка накладывается на икону (порошком вниз, изображением вверх) и фиксируется (чтобы избежать смещения бумажного листа) сверху тяжелым грузиком. Можно приклеить лист копирки скотчем к торцам иконной доски.

Пользуясь шариковой ручкой или карандашом, рисуют (повторяют) контур изображения по напечатанной бумажной картинке. Красочный пигмент с обратной стороны листа под давлением кончика карандаша или ручки переносится с бумаги на икону, отпечатывая на слое охры или левкаса контурный рисунок будущей иконы.


Архангел Михаил

Архангел Михаил
Прорись иконы


В случае, если необходима точность рисунка (если, как в нашем случае, создается исторически точный список иконы) полезно также наносить на прорись тени и складки одежд. Тени можно наносить острыми (сильными несплошными) штрихами или сплошным закрашиванием с мягким нажимом карандаша.


Архангел Михаил

Архангел Михаил
Прорись иконы (фрагмент)


Выполнив рисунок, аккуратно отогните копирку с одного края листа (не смещая лист копирки с иконной доски), и убедитесь, что все контуры прорисованы. Если какие-то линии остались непрорисованными, положите копирку на прежнее место и выполните прорисовку этих линий.


В процессе прориси изображения не наносятся на будущую икону текстовые надписи (подписи) над фигурами святых. С одной стороны, это дань традиции - в старину надпись на икону наносил не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно.

С другой стороны, если наносить надпись через копирку, то вокруг букв неизбежно останутся грязные следы осыпавшегося с копирки красочного пигмента, которые убрать без следа обычно не удается, и икона с такими помарками сразу теряет свой аккуратный внешний вид.

Поэтому надписи обычно наносятся на икону без копирки, когда изображение уже полностью готово.




Роскрышь иконы


Когда контурный рисунок будущей иконы готов, тонкой кистью закрепляем рисунок, прорисовывая изображение более четко.

Линии контура рисуем тем цветом, которым будет залито будущее изображение. Плащ рисуем красным цветом, крылья ангела, прическу, кожаный низ одежд и обувь - коричневым.

Красным цветом наносим тонкую рамку по лузге (по периметру ковчега). Все наше будущее изображение будет теперь находиться внутри этой прямоугольной рамки.


Архангел Михаил

Архангел Михаил
закрепление контурного изображения тонкой кистью


Теперь приступаем к роскрыши иконы. Роскрыш иконы - это процесс закрашивания краской основных цветовых зон на иконе. Здесь не нужно добиваться тонких переходов от теней к полутонам. задача роскрыши - увидеть общий колорит и проверить правильность сочетания цветов будущей иконы.

Наносим на икону все основные цвета: одежды, волосы, крылья и фон (зелень травы в нижней части иконы). При необходимости корректируем цвета нанесением последующих выравнивающих слоев краски.


Архангел Михаил

Архангел Михаил
Роскрышь иконы


Обычно светлые блики на одеждах (движки) наносятся в самом конце работы над иконой. Но - поскольку нам необходимо выполнить список максимально близким к оригиналу - сразу наносим основные движки и светлые складки одежд.

Нанеся движки сначала чистым белым цветом, потом немного приглушаем их, уменьшая очень резкий контраст движков с окружающим цветом.


Архангел Михаил

Архангел Михаил
Роскрышь иконы (фрагмент)


Так поступаем со всеми основными цветами на иконе, пока не найдем удовлетворяющие нас сочетание контрастов всех основных цветов и частей изображения.



Личное письмо


Выполняя роскрышь иконы мы не затрагиваем лика Архангела и кистей рук. В старину личное письмо (лики, руки и открытые участки тела) выполнял самый умелый иконописный мастер, после того, как были прописаны одежды и фон.

Лик вписывается в уже готовое цветовое и яркостное решение иконы. Он должен быть максимально естественным - не слишком светлым, не слишком темным, с естественно воспринимающимся цветом кожи. И, вообще говоря, точный цветовой оттенок лика будет зависить от окружающего цвета.

Вы наверное, знаете, как неестественно выглядит фотография человека с прикленным лицом, вырезанным с другой фотографии. Человеческий глаз сразу замечает несоответствие яркости и цвета лица общему изображению. Несмотря на то, что на исходных фотографиях оба лица выглядели вполне естественно.


Точно также необходимо точное соответствия лика окружающему цвету - изменение цвета одежд будет заставлять вас менять цвет и яркость лица на иконе.


Написание лика начинаем с того, что ровным слоем наносим санкирь на икону в том месте, где будет изображены открытые участки кожи.

Санкирь - это темная (практически черная) подложка под личное письмо. Санкирь готовится смешиванием черной краски с некоторым количеством цветного пигмента. В данном случае мы используем шунгит (черный пигмент) и окись хрома (зеленый).

После высыхания слоя краски зеленый оттенок должен быть отчетливо различим глазом.

Санкирь необходим для того, чтобы наиболее точно имитировать кожу человеческого лица (рук), под которой проходят кажущиеся голубоватыми кровеносные сосуды. Нижний слой санкиря будет просвечивать сквозь более светлые и прозрачные плави верхних, телесного цвета слоев краски, создавая впечатление тонкого и благородного лица.


Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Начало личного письма


Вместе с началом личного письма осуществляем выбеление нимба за головой Архангела.

Круг нимба более светлый, по сравнению с фоном иконы и окаймлен двумя тонкими окружностями. Внутреннюю окружность нимба рисуем чистыми белилами, внешнюю окружность - темно-красным гематитом, который, контрастируя со светлым фоном иконы, будет выглядеть как глубокий коричневый цвет.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - санкирь
и выбеление нимба


После того, как санкирь просохнет, начинаем послойное высветление лика.

Чтобы писать лик в соответствующем цветовом окружении, пишем прическу и локоны волос.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - высветление лика


Слой за слоем наносим тонкие плави на санкирь. Хорошо заметно, что санкирь проступает из-под верхних красочных слоев.

Одновременно начинаем искать нужное нам выражение лица Архангела Михаила.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - высветление лика


После нескольких высветляющих слоев бледного телесного оттенка наносим на лицо более насыщенные тона. Белилами пишем определяющие направление взгляда белки глаз.

Пописываем кисти рук.

На верхнем и нижнем торце иконной доски делаем красную опушь - торцы доски покрываются дополнительным слоем краски, предохраняющем сухую доску иконы от проникновения внешней атмосферной влаги. Опушь заметна в виде неширокой горизонтальной красной полосы сверху и снизу на иконной доске.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - нанесение теней теплых тонов


Прописываем белые и голубые ленты в волосах.

Добавляем теней на лице, румян на щеках и красной краски в средней части губ.

Пишем на шее два тонких белых движка, отмечающих то место, где вертикальная форма шеи переходит в относительно более горизонтальную поверхность верхней части торса.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - подводка теней и деталей лица


Прописываем зрачки глаз, веки, тени, ресницы, брови и линии носа.

Формируем рисунок губ и теневую складку под нижней губой.

Выписываем волосы, локоны прически, и тени теплых тонов на лице и шее.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Личное письмо - зрачки глаз, веки, тени, ресницы, брови, губы и линии носа


В данном случае личное письмо на иконе изобилует наличием достаточно мелких деталей, существенно влияющих на восприятие образа, но все же, в целом, письмо не относится к категории миниатюрной живописи.

Для определенности масштаба рисунка скажем, что внешний диаметр нимба на иконе примерно равен восьми сантиметрам.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Разделка одежд - нанесение движков в верхней части одежд


Теперь более остро прописываем движки на тканевых складках одежд.

Раньше мы сделали эти движки более размазанными по ширине и приглушенными по контрасту, чтобы теперь исрользовать эти, сделанные ранее движки, для нанесения в их середине более тонких и контрастных линий.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Разделка одежд - нанесение острых движков


Когда работа близится к финалу, много времени уходит на устранение мелких огрехов изображения - точечные и контурные непрокрасы, неаккуратное нанесение плавей, неровность контуров и т.д. Стороннему наблюдателю может показаться, что мастер целыми днями сидит над иконой, но работа не движется.

Не обращайте внимание на данное обстоятельство, и работайте по-прежнему тщательно и не спеша.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Разделка одежд - движки в нижней части платья




Надписи на иконе


На завершающем этапе иконописания на икону наносятся надписи и имена изображенных фигур.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Нанесение надписей на иконе


Согласно канонам, надписи на православной иконе могут быть выполнены на греческом, церковно-славянском или русском языках.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Надписи на иконе


В нашем случае выбор языка и морфемный разбор старославянских сокращений нас не затруднит - просто копируем надпись, присутствующую на подлиннике иконы.



Покрытие иконы лаком


Покрытие иконы олифой и масляным лаком требует от иконописца определенного времени и мастерства. Сам процесс заслуживает написания отдельной статьи.

Тем не менее на этих страницах мы приводим окончательное изображение иконы с готовым лаковым покрытием.



Архангел Михаил

Икона Архангел Михаил
Икона, покрытая лаком


Заметно, что лаковые слои выровняли неоднородную фактуру и сгладили заметный на увеличенном изображении иконы рельеф красочных слоев.

Внешний свет, рассеиваясь в тонких и прозрачных лаковых слоях, придает монументальной темперной живописи более убедительную пространственную объемность, глубину в тенях, и непостижимую легкость воздушного акварельного наброска.


Александр Тетерин





Оставить комментарий



Ваше имя:
E-mail:

 
Текст комментария:

 



Тел.: (495) 505-20-17
©   2017    AlexandrTeterin.ru
Архитектурные мастерские